"Простые вещи" о сложных отношениях

Вчера на пятом юбилейном кинофестивале "Меридианы Тихого" был день российского кино, где явным фаворитом по количеству публики в просмотровом зале стал фильм "Простые вещи" Алексея Попогребского.

И это несмотря на насыщенную конкурсную программу дня, где помимо российского кино были представлены фильмы кинематографистов из Вьетнама, Тайваня и Новой Зеландии.

То ли потому, что в "Простых вещах" так талантливо была рассказана история о кризисе среднего возраста, то ли актерское мастерство тому причиной (в фильме снялся режиссер Сергей Пускепалис, а роль второго плана сыграл легендарный Леонид Броневой), но зритель картину принял очень тепло.

Напомним, что на недавно прошедшем 18-­м "Кинотавре" фильм "Простые вещи" стал явным фаворитом, получив четыре главных приза. Сам режиссер Алексей Попогребский в эти дни во Владивостоке и с готовностью поделился с "РГ" своими мыслями об особенностях азиатского кино.



Российская газета: Алексей, вы впервые принимаете участие в фестивале стран Азиатско­Тихоокеанского региона "Меридианы Тихого". Как вам кажется — кино Азии сегодня действительно можно считать доминирующим в киноискусстве?

Алексей Попогребский: Я не могу сказать, что азиатское кино доминирует, просто периодически кино какого-­то региона делает прорыв и становится востребованным. Напомню, что еще какое­то время назад таковым являлось иранское кино. А мода, в хорошем понимании этого слова, скажем, на китайское кино, пришла еще в конце 1980­х годов. Китайские фильмы завоевывали различные призы кинофестивалей класса "А", затем пришло время корейского кино, позже — тайваньского. Всегда, простите за банальность, нужен приток свежего воздуха. Этот фестиваль, я думаю, откроет кинематографическому миру шриланкийское кино. В чем изюминка азиатского кино? Быть может, они делают то, к чему мы уже привыкли и считаем шаблоном, но делают это по-­новому, по-­особому.

РГ: Сегодня много различных кинофестивалей проходит в России. На ваш взгляд, есть ли смысл в проведении провинциальных кинофорумов?

Попогребский: На мой взгляд, Владивосток не только географически может стать центром кинофестивальной жизни Азиатско­Тихоокеанского региона. Мне кажется, что именно здесь и сейчас происходит много увлекательного. Я считаю, что самые интересные фестивали происходят именно в небольших городах. Быть может, в столице больше пафоса и гламура, но на том же Московском кинофестивале, где представлены в конкурсе очень сильные работы кинематографистов, залы заполнены лишь на треть, а то и меньше. Столица пресыщена многими культурными событиями. Для меня как режиссера важно понять, какая же атмосфера в зале до и после просмотра.

Меня очень тронуло обсуждение после моего фильма. Дальневосточные зрители задавали точные вопросы, и если здешняя публика чем­то и отличается, то только в положительную сторону. Когда регион живет таким событием, как кинофестиваль, это большой стимул для кинематографистов развивать такую индустрию у себя.

РГ: Многие специалисты уже серьезно поговаривают о том, чтобы развивать киноиндустрию на Дальнем Востоке. Насколько, по вашему мнению, это актуально?

Попогребский: Мне кажется, это реально. Во­первых, потому, что Владивосток очень интересный город — некий перекресток азиатской и европейской культур. Неповторимый ландшафт, океан, и поэтому как киноплощадка это почти идеальное место для съемок. И мне кажется, здесь будет сниматься не только российское кино, но и японское, корейское или китайское...
Я знаю, что некоторые съемочные группы довольно долго работали в Приморье. Должен вам признаться, что основным мотивом, которым я руководствовался при принятии решения об участии в этом кинофестивале, была как раз конкурсная программа. Надо отдать должное вашим отборщикам фильмов, потому что, на мой взгляд, в конкурсной программе представлено очень качественное, интересное кино. И если бы мне не нужно было писать сценарий фильма, я бы из кинозала не выходил — программа чрезвычайно разноплановая.





РГ: Сегодня много полемизируют вокруг российского кино: одни считают, что оно переживает серьезный кризис, другие, наоборот, с энтузиазмом говорят о его новом витке. А как вы думаете, какое у нас сегодня кино?

Попогребский: Чертовски сложно дать однозначную оценку российскому кинематографу, и прежде всего потому, что кино сегодня многогранно и по жанру, и по стилистике. Я, например, делал фильм о кризисе среднего возраста, но не только для поколения 30­-летних. Как психолог могу вам сказать, что к фильму неравнодушны и молодежь, и люди с богатым жизненным опытом. "Простые вещи" могут посмотреть люди различного культурного и социального уровня.

Но есть один существенный факт — в советское время в кино ходили все, вне зависимости от социального статуса. Билет стоил 30-­50 копеек. Сегодня поход в кино превращается в некий поступок, ибо билеты недешевы. И за существенные деньги зритель ждет, что ему покажут очень интересное, развлекательное кино. А вот культура просмотра кино, которая требует зрительского сотрудничества... Такая культура сегодня есть в больших городах Европы и в Америки, а мы в этом отношении делаем первые шаги. И в этом помогают такие кинофестивали, как "Меридианы Тихого".

Конечно, кино должно быть в большей степени развлекательным, оно зарабатывает деньги. Безусловно, должно сниматься и экспериментальное кино, которое нарабатывает идеи. Я за здоровый рынок, где представлены все сегменты кинопроизводства. Чтобы не было перегибов: сегодня смотрим только "Дозоры", а завтра — несколько мощных фестивальных кинолент, понятных только большим эстетам, ну а остальные смотрят Голливуд... Мы потихоньку идем к равновесию.

В России снимается много фильмов. Хороших, конечно, меньше. Но, как говорят в Китае, пусть расцветают все цветы, которые есть...



Сайт управляется системой uCoz