Андрей Плахов о Мостре

Дмитрий Волчек: В Венеции вчера открылся международный кинофестиваль. В этом году ему исполняется 75 лет. Впервые в истории фестиваля фильмом открытия стала картина молодого режиссера — "Искупление" англичанина Джо Райта. Отборочный комитет единодушно счел этот фильм абсолютно выдающимся, как с визуальной, так и с эмоциональной стороны. "Нам показалось, что он превосходит многие признанные шедевры", — заявил директор фестиваля Марко Мюллер.

А у нас на связи из Венеции кинокритик Андрей Плахов.

Андрей, показался ли вам фильм Райта шедевром?

Андрей Плахов: Нет, абсолютно не показался, наоборот, мне эта картина показалась очень слабой, состоящей из штампов. Хотя там есть достаточное количество эффектных моментов, но мне кажется, что экранизация известного романа Иэна Макьюэна получилась довольно стандартным голливудским фильмом, не более того. Костюмная мелодрама, военная драма, несколько жанров, соединенных в одной картине, проблема творчества, творческой фантазии и всяких фокусов, которые она может совершать с жизнью людей, с судьбами людей — все это есть, есть неплохие актерские работы, но тем не менее картина не произвела на меня впечатление шедевра, отнюдь.

Дмитрий Волчек: При этом критики отмечают великолепную игру Киры Найтли.

Андрей Плахов: Опять же могу сказать, что это нормальная профессиональная голливудская актерская работа, но не более того. Не могу разделить восторги по этому поводу.

Дмитрий Волчек: Андрей, фильм "Искупление" был показан на открытии фестиваля, но уже начался просмотр конкурсных фильмов. Какой фильм был показан сегодня, что вы посмотрели?

Андрей Плахов: Сегодня в конкурсной программе фильм "Вожделение, осторожность" знаменитого китайского режиссера, работающего и в Америке Энга Ли, создателя фильмов "Крадущийся тигр, невидимый дракон", "Горбатая гора", "Свадебный банкет" и многих других, лауреата многих фестивалей, получавший "Оскра". И вот он представил свою новую работу, действие которой разыгрывается в Китае во время Второй мировой войны. Энг Ли говорит о том, что в этом фильме он наконец хотел рассказать о судьбах своей родины, о том, как трагически складывалась ситуация в стране перед мировой войной и во время Второй мировой войны, после, когда столкнулись разные политические силы в Китае, в результате борьбы которых сформировался современный Китай. Но сделано все это в жанре эротического триллера, достаточно неожиданно. И в этом смысле картина может быть даже сопоставлена с таким знаменитым фильмом, как "Ночной портье" Лилианы Кавани. Там тоже тема Второй мировой войны и традиционная тема фашизма и антифашизма, палачей и жертв решена в форме эротической истории, истории любви, секса, которая разыгрывается между палачом и жертвой. В каком-то смысле то же самое, с поправкой на географию, на культурные традиции, на антураж, на экзотику, происходит и в фильме Энга Ли.

Дмитрий Волчек: Некоторые критики как раз осуждают этот фильм за обилие неоправданных шокирующих эротических сцен. Действительно ли их слишком много?

Андрей Плахов: Мне так абсолютно не показалось. Наоборот, мне кажется, что эти эротические сцены очень удачно и оригинально сняты. Их довольно трудно снимать, особенно учитывая то, что в Китае, вообще на Востоке, в Азии, в азиатском кино совершенно другая традиция изображения секса. Мы знаем, конечно, знаменитый фильм Нагисы Осимы "Империя чувств", который произвел скандал в свое время. Картину Энга Ли тоже подверстывают под рубрику "скандал", но мне кажется, что на самом деле никакого скандала там нет, есть очень добротное, интересное психологическое кино, в котором эротика, сексуальные сцены как раз оказываются очень уместны и дополняют общую структуру фильма-нуара или такого триллера. Так что мне показалось, что это сделано очень профессионально, очень удачно, и в лучшей форме находится Энг Ли. Хотя, может быть, как режиссер, он никогда не достигал сверхвысот, его трудно назвать гением, но тем не менее это современно мыслящий, актуальный режиссер. Картина очень интересна, хорошо смотрится, несмотря на то что она несколько затянута, длится два с половиной часа.

Дмитрий Волчек: Есть ли в конкурсной программе какие-то многообещающие фильмы, которых вы сами ждете с нетерпением?

Андрей Плахов: Дело в том, что в программе очень много фильмов — и американских, и английских, вообще англоязычных. Там есть картина о Бобе Дилане "Меня там нет", там есть картина Питера Гринуэя "Ночной дозор", история создания знаменитого полотна Рембрандта, и много других фильмов, от которых, конечно, можно чего-то ждать. Вот, например, фильм "Сыщики" Кеннета Брана, в котором играет Майкл Кейн и Джуд Ло, он должен быть показан уже завтра. Много интересного по именам, по сюжетам. Но во что это воплотится, мы узнаем только тогда, когда посмотрим эти картины. Конечно, я жду очень многого также и от второго китайского фильма, который участвует в программе, режиссера Цзяня Вэня, известного по фильму "Дьяволы на пороге". Его новая работа будет представлена в Венеции после большого перерыва, поскольку ему запрещали работать в Китае. И вот, наконец, он сумел снять новый фильм и представить его в Венеции.

Дмитрий Волчек: Есть в программе одна интрига. Вчера Марко Мюллер объявил, что в последний момент был добавлен еще один — 23-й — фильм, и это тоже картина азиатского режиссера. Но что это за фильм, пока не сообщается. Может быть, у вас есть какие-то инсайдерские сведения или какие-то намеки вы знаете?

Андрей Плахов: Нет, пока об этом ничего не говорят, ничего не известно. Но, судя по тому, что в прошлом году именно фильм-сюрприз, показанный в Венеции (это был "Натюрморт" Цзя Чжан-Кэ) победил, завоевал "Золотого льва", конечно, можно предполагать, что и в этом году Марко Мюллер попытался создать какой-то достойный сюрприз. Будет ли он победителем, неизвестно, но в любом случае все ждут этой картины.



Сайт управляется системой uCoz