Вожделение и искупление

Венецианский фестиваль открылся в предчувствии перемен. О первых фильмах и прогнозах, занимающих воображение гостей острова Лидо,— АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.


Из аэропорта я мчался в сторону фестивального острова на водном такси вместе с двумя американцами разных цветов кожи, похожими на персонажей Квентина Тарантино. Разговорившись, я узнал, что они, хоть и не актеры, действительно приехали в команде Тарантино — представлять ретроспективу итальянского спагетти-вестерна. Правда, появится ли сам великий Квентин, до сих пор не известно, но им всем забронировано несколько номеров в отеле Hungaria, а порекомендовал его режиссер Майк Фиггис, снявший там хоррор-фильм про вампиров и каннибалов, по совместительству работающих гостиничными служащими.

Большинство голливудских звезд предпочли расположенный на острове Джудекка отель Cipriani. Туда уже въехали Майкл Кейн и Джуд Лоу, ждут Джорджа Клуни и Ричарда Гира. Мужскую компанию разбавит Кира Найтли — героиня показанного на открытии фильма "Искупление" Джо Райта. Такой чести впервые удостоен 35-летний режиссер, чью картину рассматривают как серьезную претендентку на "Оскар". Здесь есть все, чтобы привлечь интерес публики: костюмные сцены, эффектные технологии, мелодрама, батальный жанр, муки творчества и литературная основа одноименного романа Иэна Макьюэна. Говорят, директор фестиваля Марко Мюллер считает этот фильм шедевром, но мне он показался добротным и вполне заурядным голливудским продуктом. Героиня картины — писательница, чья творческая фантазия разрушает судьбы близких ей людей; в старости, обретя внешность Ванессы Редгрейв, она мудреет и добреет, однако мудрости хватает главным образом на то, чтобы оживить погибших героев и приписать к их жизни хеппи-энд.

Значительно интереснее, хотя и ненамного свежее выводы, которые можно сделать из фильма "Вожделение, осторожность" (в российском прокате оставят только половину названия — "Вожделение") китайского мастера на все руки Энга Ли. Он уже успел утвердиться как классик нескольких тем и жанров, а два года назад стал триумфатором Венеции с "Горбатой горой". На сей раз Ли обращается к судьбам своей многострадальной родины и рассказывает историю политической борьбы в Китае в эпоху второй мировой войны и японской оккупации. При этом жанровый ракурс выбран неожиданно — эротический триллер о романе высокопоставленного коллаборациониста и юной подпольщицы, обязанной соблазнить его и убить. Эротическая линия фильма выполнена с осторожной откровенностью, способной напугать только ханжей (они уже вопят о порнографии и мешают прокату фильма в Америке), а идеологически картина напоминает "Ночного портье" Лилианы Кавани. Впрочем, скорее смесь его с "Молодой гвардией" — столь наивно изображены подпольщики-идеалисты.

Вспомнить о Лилиане Кавани приходится еще и потому, что ее прочат на место президента Венецианской биеннале Дэвида Кроффа, чей контракт скоро заканчивается. А вот уйдет ли директор фестиваля Марко Мюллер, не знает никто, в том числе и он сам, говорящий: "Ухожу, остаюсь, не знаю..." Ему не видят адекватной замены, а шутники называют его "третьим венецианским святым": Сан Марко, Марко Поло, Марко Мюллер. В этом году на месте своры "Золотых львов" перед фестивальным дворцом выросла стена, в ней огромный пролом и чугунная гиря, которой ломают дома,— такую цитату из фильма Федерико Феллини "Репетиция оркестра" придумал дизайнер Данте Ферретти. Уже проведен конкурс на новое фестивальное здание, осталось его построить — а это одно из условий, на которых Мюллер согласен продолжить работу на фестивале.

Еще одна новость — первый успех России: фильм Алексея Балабанова "Груз 200" на ура был показан в программе "Венецианские дни". Организаторы говорят, что это для них главная картина, не случайно выбранная для открытия. Они не ошиблись: публика штурмовала зал, а часть ее из-за нехватки мест даже расположилась на полу.



Сайт управляется системой uCoz