Искусство быть искусством

// Фестиваль экспериментальной анимации и медиаискусства "Linoleum"

В прошлом году первый "Linoleum" назывался фестивалем альтернативной анимации. Выбрав для исследования такой широкий культурный пласт, организаторы еле с ним справились. В этом году название и программу скорректировали, так что концепция "Linoleum'а" стала понятнее. Теперь это фестиваль экспериментальной анимации и медиаискусств. То есть "Linoleum" зафиксировали в точке, где сходятся анимация и современное искусство.

За прошедший год фестиваль был задействован в ежегодной выставке "Мастерская 2006" Московского музея современного искусства, а на II Московской биеннале современного искусства от "Linoleum" был представлен проект "Art in motion, современное искусство языком анимации". Так что ко второму фестивалю организаторы подошли уже более подготовленными: подшефный "Линолеум" утвердился до того, что уже Московский музей современного искусства представляет проект в рамках этого фестиваля — Learn to see! / From "motion paintings" to "moving images" ("Учитесь видеть!/ От картин в движении к движущимся изображениям").

В московской галерее "Зураб" можно будет увидеть очень важную для этого фестиваля работу одного из первых экспериментаторов от кино Лен Лая. Родившийся в Новой Зеландии в 1901 году юноша из племени Пакэха экспериментировал с кинетической скульптурой, анимацией и движением вообще. Перебравшись в Лондон, Лен Лай присоединился к тамошнему сообществу художников и выставлялся на Международной выставке Сюрреалистов в 1936 году. Его работа "A Colour Box" (1935) — это рекламный ролик почты. Свои движущиеся абстракции Лен Лай рисовал прямо на пленке, повторя таким образом эйзенштейновский прием. Только если в революционной картине "Броненосец Потемкин" рдеющий красный флаг был пусть и ярким, но всего лишь дополнением к киноязыку, то Лай сделал акцент на цветовых пятнах и заставил их заговорить. Эта реклама в 2005 году была включена экспертной группой анимационного фестиваля в Аннеси в десятку величайших работ в истории анимации.

Понять, почему эксперты удостоили эту малоизвестную работу такой оценки просто. В самое деле, изобразительное искусство отдало дань абстракции, из кино выделилось ответвление "видеоарт" — и только анимация, казалось, далека от подобных сложных исканий. Так что редчайшее явление абстрактной анимации, такое как "A Colour Box" Лэн Лая, ни много ни мало реабилитирует все анимационное искусство.

В сущности, и задача фестиваля "Linoleum" — доказать, что медиаискусство вышло из анимации точно так же, как в свое время из кино выделился видеоарт. Ведь для медиаискусств главное не рисование, а движение, оживление. Поэтому по соседству с Лэн Лаем представлены работы современных художников, которые используют движущиеся картинки в наше время. До чего дошла анимация сегодня, можно будет увидеть в работах известной художницы Папилотти Рист и режиссера Бади Минка. Их работы выделены в отдельную программу фестиваля. Кроме того, организаторам фестиваля удалось привлечь и самого Бади Минка — он выступил куратором программы Австрийской экспериментальной анимации. А проследить за тем, как использовали анимацию наши художники, можно будет по ретроспективе творчества российских режиссеров — Бориса Казакова и Георгия Баранова.

Галерея "Зураб", с 15 по 31 августа
Большой зал "35мм" с 16 по 19 августа



Сайт управляется системой uCoz