Дом кино переезжает

Гость Ольги Галицкой и Андрея Плахова — директор Музея кино Наум Ихильевич Клейман — рассказывает о ситуации, которая сложилась в Доме кино.

— Насколько я знаю, в эти дни проходит программа Финского кино в Московском доме кино.

Клейман: Да, она открылась 14 января. Это традиционная наша ретроспектива, которая называется "Подарки с родины Деда мороза". Всегда проходит в январе после Нового года, под Старый Новый год.

— И что там можно будет посмотреть? Это современные фильмы или старое кино?

Клейман: Главным образом современное кино. Шесть новых фильмов, которые получили признание зрителей в самой Финляндии, также были показаны на международных кинофестивалях последнего времени. Мы открыли картины, которые нам кажутся очень любопытными — "Невеста седьмых небес" режиссера Анастасия Лапсуи и ее супруга Маркку Лехмускаллио. Она наша соотечественница, которая снимала документальный фильм, познакомила со своим мужем, финским этнографом, режиссером, сценаристом и оператором. Мы стали делать документальный, а теперь это игровой фильм.

— Это она сделала фильм "Десять песен тундры"?

Клейман: Совершенно верно. Это рассказ о целом мире людей, живущих в очень суровых жизненных обстоятельствах, и сохранивших необыкновенную тягу друг к другу, к природе, к добру. Это их верования, отношения к родителям, предкам и детям. Это замечательная картина, которую наши зрители восприняли очень тепло.

— В прошлом году в Венеции вы получили награду "Принц Венеции", как директор Музея кино. Она имеет и денежный эквивалент, который как я знаю, вы отправили в Беслан.

Клейман: Мы еще пока отправляем. Куплена часть оборудования. Это оказалось довольно серьезным делом организовать синематеку в Беслане для детей, которые испытали такой шок. Идея состояла в том, чтобы помочь им через кино. В проекте они будут смотреть фильмы вместе, у них будут психологи. Главная идея — доброе кино, в котором нет насилия и агрессии.

— Это своего рода художественная терапия после таких тяжелых испытаний.

Клейман: Да, конечно. И мы знаем, что кино выполняет эту функцию в обществе. В самые трудные периоды человечества кино приходило на помощь людям. И мы надеемся, что в этом случае будет также.

— Но вот Музей кино приходит на помощь к людям и сеет разумное, доброе, вечное. А судьба самого Музея кино давно уже тревожит тех, кто любит кино. Еще летом проходил митинг во время Московского кинофестиваля. Поддержку в Ваш адрес высказывали такие люди как Квентин Тарантино, Бертолучи и многие другие деятели мирового кино. Что сейчас происходит с музеем?

Клейман: Акция в поддержку музея сыграла очень важную роль в том, что музей не оказался на улице. Но здание уже окончательно куплено неизвестными нам организациями. Это произошло, когда Российский Пленум Российского союза Кинематографистов решил продать свою долю акций — 32%. Кто стоит за всем этим, мы не знаем.

— Эта ситуация с акциями, которые теперь уже отданы, что означает для Музея кино?

Клейман: Она означает, что мы теперь потеряли всякое влияние. Но надо сказать, что новые хозяева дали нам знать, что они нас не выкинут, уважая нашу деятельность и Российский закон о музеях, который не позволяет Государственный музей выкинуть на улицу. Они даже оставили часть денег на счету, чтобы музей смог пережить период поиска другого помещения. Нам было сказано, что есть помещение за третьим транспортным кольцом, куда добираться москвичам очень трудно. Сейчас существует идея разделить музей на три части. Одна часть — фондовые помещения, и со временем постоянные экспозиции на Мосфильме, который очень любезно пошел нам на встречу. Карен Шахназаров сказал, что они сделают все, чтоб спасти музей. Возможно, что начнется строительство музейных комплексов на территории Мосфильма.

— Уже сейчас некоторые понимают, торговые комплексы это хорошо, но нужно их насыщать каким-то культурным содержанием. Например, на Новокузнецкой открылся кинотеатр "Парадиз". И ниша Музея кино всегда существовала. Поэтому пора думать о том, чтобы это соединить, и дать людям посмотреть те фильмы, которые они хотят.

Клейман: Видите ли, разница между кинотеатрами и музеями в том, что они показывают новые фильмы, у них есть коммерческие цели. А музей показывает немые фильмы или фильмы таких стран, которые не могут обеспечить кассу.

— Но нужно сказать, что в Музее кино никогда не пустуют залы. Люди сидят даже в проходах и на ступеньках.

Клейман: В этом смысл доступности культуры. Мы сейчас сделали целый ряд бесплатный. Систему мониторов. Теперь люди могут прийти на час раньше и посмотреть кино. У нас есть такой зрительский форум, люди приходят за час до начала и смотрят документальные фильмы, телепередачи.



Сайт управляется системой uCoz