Кино без поп-корна

В Москве билет в кино даже на дневной сеанс сейчас стоит 200-300 рублей. Большую часть этой суммы зритель отдаёт не за возможность посмотреть фильм, а за дорогие удобства кинотеатра и его расходы на рекламу. Тем не менее, есть некоммерческие места, которые не рекламируют себя, и где показывают хорошее кино за минимальные деньги или бесплатно. Там не стремятся продать побольше поп-корна и колы в довесок к блокбастеру. Вместо "Самый кассовый фильм года!" в афише нередко написано "5 золотых кинонаград".

Появились эти места благодаря людям, которые захотели тратить свои силы и деньги на то, чтобы показать другим кино для гурманов — от классических шедевров до самых необычных экспериментальных фильмов.

Наиболее известное из таких мест — кинотеатр 35 мм. С понедельника по пятницу на утренние и дневные сеансы студенты могут купить два билета по цене одного. В 35мм можно увидеть то, что многие называют "интеллектуальным кино" или "арт-кино", фильмы-призёры многих фестивалей (к примеру, 26-31 июля каждый день "Леди Чаттерлей", реж.Паскаль Ферран).

Похожий репертуар в заведениях, открытых под патронажем книжного издательства О.Г.И. Об их существовании узнают в основном от друзей и знакомых. Это — клубы "Улица ОГИ", "Жесть" и "Билингва". Первые два даже не имеют собственного сайта в интернете. Их репертуар можно узнать только на страницах ЖЖ-сообществ Ulitsa_ogi и Fewofus. Эти места финансирует один и тот же человек — банкир Фёдор Леонидович Фёдоров. У большинства людей его уровня достатка принято на свои деньги открывать бутики или закрытые клубы — пропуском туда служит машина определённой марки. Заведения же Фёдорова некоммерческие, "Улица ОГИ" даже не окупает себя из-за высокой арендной платы. Но сюда постоянно приглашают музыкантов, художников, поэтов и не берут с посетителей деньги за программы клуба.

На 1-м этаже "Улицы ОГИ" каждые выходные в 17:00 проходят бесплатные кинопоказы. Их всегда объединяет определённая тематика: музыканты в кино (в субботу) или художники в кино (в воскресенье). Там можно увидеть фильмы Питера Гринуэя ("Живот архитектора"), Луи Бунюэля ("Золотой век", "Андалузский пёс"), Алана Паркера ("Стена"), Джима Джармуша ("Кофе и сигареты"), Энди Уорхола ("Красота №2") и других выдающихся мастеров. Дизайн заведения — авторская работа известного архитектора Александра Бродского — стилизован под светлую уютную улицу. Продумано всё, вплоть до как бы небрежно висящих ламп. У посетителей всегда есть выбор — смотреть кино или просто ужинать и общаться, периодически поглядывая на то, что происходит на экране. Цены в меню средние по Москве. Сложносочинённое блюдо стоит 200-400 рублей, горячие напитки — 50-150. Но в отличие от большинства кафе и ресторанов столицы там можно заказать одну чашку кофе и пить её весь вечер — никто вам не скажет ни слова, официанта могут уволить даже за недружелюбный взгляд. Для того, чтобы забронировать столик, необязательно делать заказ на определённую сумму. Компании студентов, поэтов нередко резервируют столик, а потом занимают его в течение всего вечера, оставляя минимальные деньги за несколько чашек чая.

На втором этаже, в галерее, тоже проходят кинопоказы — по воскресеньям в 16:00. Их проводит тот же человек, что и в клубе "Жесть" (по субботам в 16:00) — основатель киберпанк-сообщества Паша. Он не просто создал своё сообщество, где обсуждает любимое кино с друзьями, но и нашёл возможность показать эти фильмы на экране в зале с хорошим звуком. Кинопросмотры он полностью организовывает сам — договаривается с арт-директорами клубов, подбирает фильмы, настраивает аппаратуру. Паша показывает авторское, экспериментальное кино, менее известное широкой публике. Это фильмы для подготовленного зрителя, который уже насытился классикой и готов к чему-то более необычному. На показы в галерее "Улицы ОГИ" и в клубе "Жесть" приходят только чтобы посмотреть кино. Там нельзя курить, эти залы не обслуживают официанты. Все, кто приходят туда, тихо садятся и смотрят фильм от начала до конца, потому что сразу знают, на что именно они пришли.

В кафе "Билингва" кино показывают те же люди, что и в клубах "Гоголь" и "FAQcafe". В "Гоголе" по четвергам (19:00), в FAQcafe по понедельникам (23:00), в "Билингве" каждый четверг (23:30) и субботу (14:30). В этих клубах цены в меню немного ниже, чем в "Улице ОГИ": горячие блюда 165-400 рублей, безалкогольные напитки 40-85, пиво 55-195. Здесь тоже можно пить одну чашку кофе весь вечер, и никто вас не попросит освободить столик.

Репертуар размещён на сайте www.clas.ru в разделе "Клубные кинопоказы". В этих местах можно бесплатно увидеть так называемое "кино не для всех" — многое из этого менее известно широкой публике ("Принцесса мононоке", реж. Миядзаки Хаяо — авторское кино, малоизвестные работы Чарли Чаплина), а многое признано классикой кинематографа ("Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана, "Баловень судьбы" Клода Лелуша, "Заводной апельсин" Стенли Кубрика и др.).

Эти шедевры кино показывают не только в клубах. Одно из наиболее излюбленных студенчеством мест — кинотеатр "Мир искусства". Почти под каждым названием в афише значится "Легендарный фильм!", "7 золотых кинонаград!", "Гран-при международного кинофестиваля" и множество других призов!". С 23-го по 29-е июля — неделя фильмов Вима Вендерса (Германия), Кшиштофа Кеслевского (Польша) и Бернардо Бертолуччи (Италия). "Мир искусства" — электронный кинотеатр. Он открылся в 2001-м году, когда появились технологии, позволяющие электронный кинопоказ. С тех пор, несмотря на полное отсутствие рекламы, это место стало очень посещаемым, но всё равно не окупает себя из-за высокой арендной платы и низкой цены на билеты: утренние сеансы бесплатные, стоимость билетов на остальные — от 80 до 180р, студентам предоставляется скидка 50%.

Директор "Мира искусства" Виктор Тютин — кинорежиссёр, ученик Алексея Германа, говорит о своем кинотеатре: "Сама по себе наша деятельность не окупается. Кинотеатр существует за счёт того, что мы параллельно занимаемся фильмопроизводством — это даёт нам возможность сводить концы с концами. "Мир искусства" появился как альтернатива другим кинотеатрам, где невозможно посмотреть хорошее кино.

Кроме того, мы создали свою школу, где наши студенты изучают теорию и практику кинопроцесса. "Мир искусства" изначально существовал для них. Потом он стал востребован другими людьми. В России своя кинематографическая культура утрачена, и мы делаем всё, чтобы её возродить. Многие шедевры отечественного кино недоступны для русского зрителя. Например, фильм "Мать" Пудовкина, который является классикой, до сих пор не вышел ни в каком виде. Мы купили его во Франции для своего кинотеатра. В "Мире искусства" мы можем показывать произведения, которые вообще не прорекламированы, но входят в 10-ку или в 20-ку лучших фильмов мирового кино".

В киноклубе "Арткино" проходят образовательные программы. Цены там такие же приемлемые, как в "Мире искусства", но репертуар отличается. В киноклубе показывают то, что не столько широкоизвестно, сколько оказало влияние на развитие кинематографа. Немое кино 30-х годов, например, Эйзенштейна, многие считают слишком идеологизированным. Тем не менее, эти фильмы гениальны с точки зрения киноязыка, и в клубе они стали учебниками, по которым студентов учат азам киноискусства.

Помимо этих кинотеатров, немое кино всегда можно посмотреть в "Музее кино", а сейчас ещё и в ЦДХ. В июле в ЦДХ проходит цикл "Немое кино — живая музыка: классические отечественные немые фильмы в музыкальном сопровождении Павла Канта и Гали Чикис (Санкт-Петербург)". В четверг 26-го июля там можно будет увидеть "Счастье" Александра Медведкина с музыкальным сопровождением. Это сатирическая притча. В СССР её высоко оценили Эйзенштейн и Пудовкин, но, кроме того, фильм был признан за границей.



Сайт управляется системой uCoz