Каннская победа румынской революции в кинематографе

Интенсивный 60-й Каннский киномарафон завершился традиционно короткой и деловой церемонией раздачи финального золота, который вела бледная Дайана Крюгер. На общем фоне очень сильного конкурса этого года, итоги выглядели почти непредсказуемо. Ставка жюри Стивена Фрирза была сделана на интернациональность. География врученных наград оказалась крайне широка, зарифмовавшись с широтой интересов фестиваля.

Почетный "Приз жюри" был отдан сразу двум режиссерским командам. Карлосу Рейгадасу — филологу и юристу, режиссеру из Мексики, типичному представителю пресловутой "каннской колоды" — за его длинное концептуальное высказывание "Безмолвный свет" (Stellet Licht). И дуэту Маржаны Сатрапи и Венсана Паронно за анимационную экранизацию комикса этой самой французской иранки Сатрапи "Персеполис" (Persepolis). Фильм Рейгадаса был одним из самых концептуальных в конкурсе, и решен в очень формальной эстетике с замедленным ритмом. Притча об измене мужа жене, о ее смерти и чудесном воскрешении. Снято все в уникальной менонитской общине на севере Мексики, где говорят на каком-то своем языке, в основе которого немецкий. Рейгадас использовал непрофессиональных актеров — всех жителей общины, и так уверил зрителя, что в кадре реальные менониты, что узнать из интервью, что в главной роли русская актриса из Казахстана Мария Панкратц было искренним потрясением. "Я должна была сыграть "экзотическую страхолюдину" — сказала она.

"Персеполис" — остроумный биографический черно-белый мультфильм, где события личной жизни автора пропущены через сепию иранской истории последних сорока лет. Министерство культуры Ирана сразу же выступило с протестом... Сатрапи же настроена к своей родине предельно критически, а к себе с искренней иронией.

Исполнительницей "лучшей женской роли" по версии жюри стала молодая актриса Джин Ду-Юн из фильма бывшего министра культуры Южной Кореи Ли Чан-Дона "Тайное сияние" (Secret Sunshine). Это трогательная и ироничная философско-католическая сказка.
Спорным сюрпризом стало решение жюри вручить пальмовую веточку как "лучшему актеру" Константину Лавроненко из "Изгнания" Андрея Звягинцева. Нараду получал режиссер, а куда же дели актера-победителя, так и не было внятно объяснено. Заметных мужских ролей в конкурсных фильмах было не много, но от этого решение жюри не становится понятней.

Приз за "лучшую режиссуру" был вручен художнику Джулиану Шнабелю, за его третью картину "Скафандр и бабочка" (The Diving Bell And The Butterfly). Это один из лучших фильмов конкурса. Очень сильно эмоционально воздействующая на зрителя экранизация одноименного бестселлера Жана-Доминика Бобби, редактора журнала Elle, успешного и счастливого человека, внезапно парализованного и прикованного к постели. У Боби остается способность только моргать левым глазом. И в течение года он этим единственным моргающим глазом "надиктовывает" книгу своих ощущений и воспоминаний. И через 10 дней, после публикации свого творения в 1997 году умирает. Матье Амальрик, сыгравший у Шнабеля главную роль, хоть и не часто появляется в кадре, а больше играет закадровым голосом, но тем не менее абсолютно слился со своим трагическим образом. Собственно в режиссуре Шнабеля сбалансированы три основных элемента — голос главного героя, музыка и сюрреалистические сны парализованного человека, чувствующего себя бабочкой, запертой в скафандре для глубоководных погружений.

Гамбургский турок Фатих Акин, обладатель "Золотого Медведя", получил награду за "лучший сценарий". И это второе спорное решение жюри. В фильме "На другой стороне" (Auf der anderen seite) режиссура и актерские работы (потрясающая Хана Шигулла) интересней сценария. Сценарий же вторичен, его структура и темы кажутся разработками Алехандро Гонсалеса Иньярриту ("Вавилон").

Загадочный и почетный приз "60-й годовщины" был вручен Гасу Ван Санту за карьеру. Хотя обладателю каннской "Золотой пальмовой ветви" и приза "за лучшую режиссуру" можно было ценить и без дополнительных юбилейных наград. Его конкурсная картина "Параноидальный парк" (Paranoid Park) — медитативное кружение в излюбленном Ван Сантом ювенильном пространстве юноши на скейте. Визуальное решение, найденное режиссером в последнем фильме добавило к его авторскому видению документализм.
Гран-При получила очень скромная и талантливая дама из Японии — Наоми Каваси. Из трех редких леди-режиссеров в конкурсной программе, она однозначно оказалось самой индивидуальной. Фильм "Траурный лес" Mogari no Mori — буддийское высказывание о невозможности единения человека и природы. Пятиминутные планы колышушихся деревьев, или ветра, гонящего траву волнами, создают удивительное созерцательное настроение с растворением зрителя в изображении.

И, наконец, "Золотая пальмовая ветвь" была вручена Кристьяну Мунджу за его страшную картину о леденящем и мертвящем холоде несвободы "4 месяца, 3 недели и 2 дня" (4 luni, 3 saptamini si 2 zile). Впервые рейтинг прессы и решение жюри совпали в каннском золоте. А за сутки до церемонии фильму был вручен и Приз Международной федерации киопрессы (ФИПРЕССИ). Режиссер со сцены поразился тому, что крупнейший фестиваль мира оказывает такую честь малобюджетному фильму из маленькой тихой страны. Но это вовсе не вызывает удивления, так как вся история Каннов — это поиск новых имен, новых территорий, нового киноязыка, не ограниченный никакими географическими, политическими и эстетическими барьерами. С некоторыми фильмами-победителями заинтересованный московский зритель сможет познакомиться уже во второй половине июня на Московском Международном кинофестивале. Увидит он и торжество румынской кинематографии.



Сайт управляется системой uCoz