Кино в нагрузку к кино

В украинских кинотеатрах введут аналог "нагрузки" советского образца. Именно так оценивают на кинорынке инициативу Госслужбы кинематографии о введении бесплатных показов в кинотеатрах короткометражных фильмов молодых украинских режиссеров перед началом сеанса.

Уже в конце мая зрителям перед началом основного фильма придется дополнительные 10-20 минут, так сказать, "разогреваться". Несмотря на то что в службе кинематографии заверили о договоренностях по поводу проекта с кинотеатрами, для многих планы Госслужбы кинематографии оказались неожиданной и не совсем приятной новостью. Киношники предостерегают чиновников об опасных последствиях такого подхода к регулированию рынка кино. Речь идет не только о снижении количества сеансов в кинотеатрах из-за их продления, что невыгодно кинопрокатчикам. Принудительная "нагрузка", говорят они, нарушает права потребителей.

"Проект стартует в конце мая. Кинотеатры всех форм собственности выразили поддержку и понимание, — рассказала изданию "СЕЙЧАС" Анна Чмиль, руководитель Госслужбы кинематографии. — Мы планируем показать более 100 фильмов за год в кинотеатрах всей Украины: 80 фильмов — с Киевского фестиваля и несколько десятков дебютных работ. Бюджет проекта еще не определен, однако ориентировочно он составит порядка 150 тыс. грн. в год". Демонстрация короткометражного фильма, сообщает г-жа Чмиль, будет проходить перед основным. Средняя продолжительность составит 10 — максимум 20 минут. Причем практиковаться это будет лишь перед отдельными киносеансами. Впрочем, главное, что за приобщение к прекрасному не нужно будет платить ни зрителям, ни кинотеатрам.

Кстати сказать, потребитель в этом смысле находится в более выгодном положении, нежели кинотеатры. Зрители сами будут выбирать, смотреть или нет такой киножурнал, выбирая сеанс с киножурналом или без него. В обоих случаях цена билета не изменится. А вот кинотеатрам за время, потраченное на короткометражки, никто платить не собирается. К слову, именно этот момент больше всего интересует руководство столичных кинотеатров.

"Я слышу об этом в первый раз, к нам никто не обращался. Инициатива, может, и позитивная, однако нужно понимать, что кинотеатр — это коммерческая структура, зависящая от кинопрокатчиков, — прокомментировал неожиданную новость изданию "СЕЙЧАС" генеральный директор киевского "Кинопалаца" Петр Онищук. — Такие фильмы возможны только в отдельные сеансы и периоды, ведь сами дистрибьюторы требуют от нас как можно больше сеансов". По рассказам г-на Онищука, условием прокатчиков часто выступает и отсутствие рекламы перед демонстрацией, не говоря уже о других продуктах. Даже минимальные 10 минут снижают количество сеансов, что невыгодно ни прокатчикам, ни кинотеатрам. Кроме того, не исключено, что кому-то из зрителей принудительный "разогрев" перед началом того же блокбастера не понравится. "Мы коммерческая структура и будем смотреть на инициативу в первую очередь с точки зрения выгоды, — резюмирует г-н Онищук. — И не заинтересованы в том, чтобы со стороны зрителей поступали жалобы. В конце концов, желательно, чтобы время, потраченное на такие фильмы, компенсировалось". Кстати сказать, вопрос компенсации интересует и коммунальные кинотеатры.

Директор кинотеатра "Жовтень" Людмила Горделадзе, услышав от издания "СЕЙЧАС" эту новость, подчеркнула, что любой кинотеатр заинтересован в наибольшем количестве сеансов независимо от формы собственности.

"О подобной инициативе я слышала еще на кинорынке, однако с тех пор никаких предложений не поступало. Судя по длительности короткометражных фильмов продленный сеанс сократит общее количество основных сеансов, особенно в однозальных кинотеатрах", — говорит г-жа Горделадзе. По опыту директора "Жовтня", короткометражные фильмы не имеют четкого формата продолжительности. Они могут длиться и 20, и даже 50 минут. Главное же — такие фильмы не всегда соответствуют требованиям современного кинотеатра как с технической точки зрения, так и относительно формата и репертуара. "Подготавливая аналог французской ночи короткого метра (около 30 фильмов общей продолжительностью более 12 часов), стоит признать: большинство работ сняты на видеопленку и не предполагают системы долби, — рассказывает г-жа Горделадзе. — Репертуар и качество не позволяет ставить такие работы с высокотехнологичным кино, ведь зрителя сегодня раздражает даже реклама ожидаемого кино". По мнению г-жи Горделадзе, такой подход к популяризации работ молодых режиссеров справедливо поднимает вопрос защиты прав потребителей. "Зрителю не могут предложить в "нагрузку" какой-либо продукт, — подчеркивает г-жа Горделадзе. — Для таких фильмов следовало бы сделать альманах, который бы демонстрировали отдельным сеансом. Тогда бы можно было говорить о свободе выбора".

Создание альманахов для такого кино — не единственный способ популяризации работ молодых режиссеров в условиях рынка. Продюсеры предупреждают чиновников, что приобщение зрителя к их работам в принудительном порядке скорее вызовет обратный процесс.

"Не думаю, что такая нагрузка вызовет одобрение у зрителя. Ситуация напоминает вопрос дубляжа на украинский язык, — прокомментировал изданию "СЕЙЧАС" продюсер "ПроТВ" Виктор Приходько. — Методы, мягко говоря, не рыночные. В Одессе дело дошло до абсурда, когда для увеличения рентабельности внутреннего кафе руководство одного из кинотеатров ввело искусственные антракты". По мнению продюсера, альманах — здравое решение, тем более что в столице есть специализированный кинотеатр. Впрочем большего эффекта чиновники добились бы на телевидении, создав под такой продукт определенную программу. Однако с телеканалами, вероятно, сложнее договориться о выделении эфирного времени.



Сайт управляется системой uCoz