Осколки раздражения

1. "Александр" /Alexander/ (2004) (США, Оливер Стоун). Обескураживающе неудачный эпос действительно великого режиссера, в котором вместо ожидаемых масштабных битв привлекает внимание разве что дикая сцена с отрубанием хобота боевому слону. Вместо привычной для Стоуна "правды характеров" — опереточные страдания напомаженных представителей сексуальных меньшинств, выдающих себя за античных героев.

Вместо него стоит посмотреть: да хотя бы и многострадальную "Трою" /Troy/ (2004) — при всех клюквенных ляпсусах этот "пеплум" выглядит более живо и эффектно.

2. "Крупная рыба" /Big Fish/ (2003) (США, Тим Бертон). Безукоризненный с точки зрения визуального декора, но какой-то необъяснимо фальшивый фильм от некогда главного голливудского визионера. Бертон сделал все, что от него требовалось, но оказалось, что сегодня хотят от него очень и очень немногого. В уходящем году были фильмы хуже, но не было более расстраивающего, будто кусок пластилина в ярком конфетном фантике.

Вместо него стоит посмотреть: лучше всего прочитать только что переведенный на русский одноименный "роман мифических пропорций" Дэниэла Уоллеса, по которому и снят фильм.

3. "Затоiчи" /Zatoichi/ (2003) (Япония, Такеши Китано). А вот это совсем уж плачевно. Опасения, появившиеся уже после мертворожденных "Кукол", полностью подтвердились: некогда самый умный, веселый и жестокий японец в мире отделал классический сюжет о слепом самурае с хамским напором профессионального вышибалы. И даже финальный танцевальный номер в ритме степа вызывает не восторг, а уныние.

Вместо него стоит посмотреть: любой из 26 оригинальных японских фильмов про Затоiчи с Синтаро Катсу в главной роли.

4. "Игры джентльменов" /Ladykillers, The/ (2004) (США, Джоэл и Итэн Коэны). Пожалуй, самый тяжелый случай. По сравнению с этой псевдостильной псевдокомедией (вышедшей у нас, к счастью, только на видео), даже и "Затоiчи" покажется запредельным прорывом в неведомые дали. Были в свое время такие хорошие режиссеры, братья Коэны. Да захлебнулись по собственной воле в мутном голливудском болотце. Следствие закончено, забудьте.

Вместо него стоит посмотреть: фильм-оригинал 1955 года с Алексом Гиннесом или "Добро пожаловать в Коллинвуд" — примерно о том же, но на самом деле гомерически смешно.

5. "Монстр" /Monster/ (2003) (США, Пэтти Дженкинс). Кинобиография самой знаменитой в Америке женщины — серийной убийцы была снята, кажется, только для того, чтобы изуродовать красавицу Терон портретным гримом и дать ей заработать "Оскара". За Терон можно порадоваться, а вот за зрителей, вынужденных терпеть эту нескладную и малоубедительную бодягу, — наоборот. Фильм-монстр во всех смыслах слова.

Вместо него стоит посмотреть: либо "Генри. Портрет маньяка-убийцы", где все не в пример убедительнее, либо любой другой фильм с Шарлиз Терон без грима.

6. "Небесный капитан и Мир будущего" /Sky Captain and the World of Tomorrow/ (2004) (США, Керри Конран). Кино в принципе неплохое, даже хорошее. Но вряд ли что-то в этом году настолько же не оправдало ожиданий, как этот стильно стилизованный ретро-комикс. Мнился прорыв в технологиях, киноманский экстаз и культовый статус — а на деле, когда картина кончается, перед глазами предательски мерцает все тот же зеленый экран, на фоне которого бушуют ненастоящие страсти.

Вместо него стоит посмотреть: любой из обильно цитируемых Конраном фильм 30-50-х годов — от "Гражданина Кейна" до мультика о Супермене "Механические монстры".

7. "Тайное окно" /Secret Window/ (2004) (США, Дэвид Коэпп). Совершенно непонятно, почему из всего наследия великого Стивена Кинга надо было выбирать едва ли не единственное его произведение, в принципе не поддающееся переносу на экран. Фильм-недоразумение, после которого приходится с пеной у рта доказывать, что Кинг на самом деле не фигляр-халтурщик, а великий писатель.

Вместо него стоит посмотреть: "Ловца снов" /Dreamcatcher/ (2003) Лоуренса Каздана по одноименному роману Кинга; этот фильм автор первоисточника назвал лучшей экранизацией за долгие годы.

8. "Фаренгейт 9/11" /Fahrenheit 9/11/ (2004) (США, Майкл Мур). Джордж Буш-младший может принимать поздравления: главный козырь его противников, топорная псевдодокументальная агитка в худших традициях жанра хоть и получила каннскую "Золотую пальмовую ветвь", но оказалась абсолютно беспомощной с точки зрения искусства кино. И забудется задолго до следующих выборов. Да и сам Мур — человек, судя по всему, на редкость неприятный.

Вместо него стоит посмотреть: хотя бы "Боулинг для Колумбины" /Bowling for Columbine/ (2002) того же Мура, где все было придумано и смонтировано не в пример качественнее и интереснее.

9. "Час расплаты" /Paycheck/ (2003) (США, Джон Ву). Некогда главный постановщик боевиков в мире обратился к рассказу величайшего изобретателя необычных сюжетов в истории научной фантастики — и со всего размаху упал в лужу. Редкий малобюджетный трэш за прошлый год был настолько же смехотворным и нелепым, как эта попытка убежать от самого себя. Были у Ву фильмы круто сваренные — а стали всмятку.

Вместо него стоит посмотреть: любой старый фильм Джона Ву до "Трудной мишени" включительно или любую другую киноадаптацию Филипа К. Дика.

10. "Терминал" /Terminal, The/ (2004) (США, 2004, Стивен Спилберг). После этой омерзительно-засахаренной, насквозь прогорклой и несуразной картины больше всего хочется подойти к "доброму сказочнику" господину Спилбергу, изо всех сил дернуть его за знаменитую бороду и убежать. Наконец-то этот вечный ребенок с повадками Скруджа Макдака открыл свое истинное лицо и сделал фильм по-настоящему отвратительный.

Вместо него стоит посмотреть: увы, но даже весь отсмотренный залпом "Индиана Джонс" и "Челюсти" на закуску не в состоянии нейтрализовать полученную изжогу.



Сайт управляется системой uCoz