Эко-невидаль

// На Манхэттене открылся кинофестиваль Tribeca
фестиваль кино

В Нью-Йорке начался Шестой международный кинофестиваль Tribeca, проходящий при партнерстве Jameson. Фестиваль был основан в одноименном районе города в 2002 году Робертом Де Ниро с товарищами — для моральной поддержки пострадавшего от терактов 11 сентября Манхэттена. Церемонию открытия, которая проходила под девизом борьбы с глобальным потеплением, посетила ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.

Если трибекский фестиваль ставил основной идеологической задачей психологическую реабилитацию ньюйоркцев, травмированных внезапным зверским сносом "башен-близнецов", то немало в этом преуспел — по крайней мере, на взгляд иностранного наблюдателя. Без лишних сантиментов выпивать и закусывать после открытия гостей и участников привезли в культурный комплекс, расположенный прямо через дорогу от Ground Zero, похожего уже не на незаживающую рану, а на стройплощадку, только с мемориальной стелой посередине. На церемонии открытия царила смесь ужаса и веселья: выступления официальных лиц и деятелей культуры перемежались показом короткометражек, сделанных членами кинематографического кружка под названием SOS, отражающим степень озабоченности его участников катастрофической экологией планеты.
Ужастик с непереводимой игрой слов в названии "H2 Uh-oh" нарисовал безотрадную картину глобального обезвоживания, где на последних кадрах изнуренный жаждой менеджер, скинув галстук, жадно доедает последний оставшийся на Земле кусочек льда: "Это была всего лишь верхушка айсберга",- издевается заключительный титр. Фильм "Deforestation" ("Обезлесивание") на наглядных компьютерных схемках показал планомерное уничтожение тропических лесов, а завершился перечислением нескольких элементарных правил, которые могли бы его замедлить, в частности, переход земного населения на соевые продукты. Не обошлось и без устрашающей панорамы свалок в окрестностях Рио-де-Жанейро с популярным объяснением, как в процессе разложения отходов выделяется метан и почему он способствует парниковому эффекту. В конце авторы оставляют слабый луч надежды и намекают на то, что метан тоже можно было бы использовать более рационально, раз уж его некуда девать.

Другие участники группы SOS тоже попытались предложить какие-то возможности выхода из беспросветной экологической ситуации. Кинозарисовка "Ветер" со стремительно бегущими по небу облаками отрекламировала использование экологически чистых источников электроэнергии вроде ветряных электростанций, а юмореска "Одной машиной меньше" — повальное пересаживание ньюйоркцев на велосипеды.

От всех этих экологических криков души остается ощущение не только художественной беспомощности, но и бытовой безысходности. Человечество вроде бы и напугано тем фактом, что оно давно уже производит больше мусора, чем полезных вещей, но ничего поделать с собой не может и, несмотря на все свои старания этот момент отдалить, в обозримой исторической перспективе может захлебнуться в собственных отходах. В ожидании же этого момента ничего не остается, как иронизировать над собственной глупостью, как поступил режиссер Роб Райнер, чей фильм "Live Earth" под конец развеселил публику, погрузившуюся в апокалиптические раздумья о своей неминучей гибели от загрязнения.

В новой короткометражке Райнер снова обращается к творчеству несуществующей рок-группы Spinal Tap, о которой в 1984-м году снял сатирический фильм в жанре mockumentary — поддельной документалистики. Теперь его герои, не нажившие за прошедшие годы большого ума, воссоединяются для благотворительного концерта против глобального потепления, хотя и не сразу определившись, выступают ли они в поддержку этого отвратительного явления или все-таки против.

В принципе, остаток церемонии выглядел как своего рода продолжение райнеровской абсурдистской комедии. Известный борец за чистоту окружающий среды, бывший вице-президент США Эл Гор выступил с длинной демагогической речью, в которой он дал определение зла как отсутствия правды, а также оперировал выражением Махатмы Ганди "сила правды". После этого выговорившийся вволю политик предоставил слово своему другу Джону Бон Джови, напомнившему зрителю пару своих некогда знаменитых баллад — и хотя заполнивший сцену декоративный дым тоже, наверное, внес посильный вклад в глобальное потепление, подтянутый и цветущий вид бывшей рок-звезды вселял иллюзию, что, может быть, с экологией еще не все так чудовищно и на наш век ее хоть немножко, но осталось.



Сайт управляется системой uCoz