Беспомощная война

Весть о том, что в России начинается война с контрафактными CD- и DVD-дисками, уже успела облететь места их продажи в Казани.

На днях вступает в силу постановление Правительства РФ о запрете на продажу с лотков и в палатках любых кассет, дискет и оптических носителей, содержащих музыку, программное обеспечение, фильмы и игры. Заниматься торговлей дисками смогут только специализированные магазины. Несмотря на то, что, на первый взгляд, этот документ изменяет лишь место торговли названными предметами, всем понятно, что основная его суть — в противодействии контрафактной продукции, защите авторских прав. Согласно новому документу, отныне при продаже дисков продавец, помимо стандартной информации вроде юридического адреса изготовителя, обязан будет также предоставлять дополнительные сведения, которые обязательно должны быть размещены на каждом экземпляре товара.

К ним относятся наименование и местонахождение изготовителя, номер лицензии на осуществление деятельности по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм, технические характеристики носителя, а также записи аудиовизуального произведения, фонограммы, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения об обладателе авторского права и (или) смежных прав на аудиовизуальное произведение, фонограмму, программу для электронных вычислительных машин и базу данных, номер регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, если они были зарегистрированы. Чтобы жизнь продавцов дисков окончательно "медом не казалась", отдельные правила введены для продажи экземпляров фильмов. Теперь на каждом диске должны быть указаны номер и дата выданного в установленном законодательством Российской Федерации порядке прокатного удостоверения, наименование фильма, страны и студии, на которой снят фильм, и год его выпуска. А также основные фильмографические данные (жанр, аннотация, сведения об авторе сценария, режиссере, композиторе, исполнителях главных ролей), продолжительность фильма в минутах и даже рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории в соответствии с прокатным удостоверением. Во что же выльется очередная серия фильма "Россия против контрафакта", мы поинтересовались у двух сторон: "лоточников", против которых и направлено вышеназванное постановление, и сотрудников вполне легального магазина по продаже лицензированных дисков.

Несмотря на обещанные драконовские меры, у лотков с дисками на Чеховском рынке все было спокойно. Ни их количество, ни число толпящихся здесь покупателей не уменьшились, да и сами продавцы, несмотря на различную оценку происходящего, не считали, что в ближайшее время им грозит потеря работы.

По мнению Марата (разговаривая с нашими собеседниками, мы, разумеется, не спрашивали их фамилии), при самом худшем варианте развития событий все это приведет к тому, что официально продавцы будут продавать дорогие лицензионные диски, а контрафактными торговать из-под полы. При этом цена "контрафакта" вполне может подняться в два-два с половиной раза, то есть достичь 200-400 рублей. По его словам, в сложившемся высоком спросе на поддельную продукцию прежде всего виноваты... покупатели: "Мы бы давно стали продавать лицензионные диски, да вот беда — вы, покупатели, не будете их брать", — говорит он.

С тем, что новое постановление не приведет к сколько-нибудь значительным изменениям, согласен и его коллега Альберт: "Все это уже было, и не раз. И ничего не изменилось. В Казани около 800 торговых точек по продаже дисков. Нужно приложить очень большие усилия, чтобы закрыть их все".

А по мнению их соседа по прилавку Андрея, за права продавцов дисков вскоре вступятся сами покупатели:

- Следствием такой политики, скорее всего, станет большой митинг протеста. Ведь цены за лицензионный диск, доходящие до 2 тысяч рублей, большинству из них явно не по карману!

В грядущие изменения мало верили и в торговых рядах "Алтын", давно ставших популярным местом по покупке CD и DVD дисков. Как считает один из продавцов, назвавшийся Варфоломеем, "будет то же самое, что и сейчас".

А как обстоят дела и какие настроения царят на рынке лицензионной продукции? Об этом мы решили узнать у сотрудника гипермаркета "Книжный двор", менеджера по ассортименту CD-DVD Бориса Мнацаканова (мл.).

Забавно, что два флагмана рынка CD-DVD продукции, "Алтын" и "Книжный двор", по сути, соседи. Тем не менее, в "Книжном дворе", где продают исключительно лицензионные диски со всеми требующимися разрешениями, лоточников в конкурентах не числят и особой радости по поводу прекращения их деятельности не испытывают. Связано это с тем, что у специализированных магазинов и лоточников совершенно разный круг потребителей. В "Книжном дворе" многих клиентов знают в лицо, а среднестатистический портрет покупателя выглядит так: это состоятельный человек среднего возраста, имеющий хорошую аппаратуру, для которого принципиально важно качество записи.

Кроме того, в специализированных магазинах есть продукция, совершенно не представленная на рынке пиратских копий: к примеру, диски 1-й зоны, то есть записанные в Америке и предназначенные для аппаратуры, которая продается в Штатах. Цена на эти диски — в районе 1000 рублей, и с большой долей вероятности они "не пойдут" на технике, имеющейся у россиян. Тем не менее и на них есть спрос.

По словам Бориса Мнацаканова, ассортимент дисков формируется с ориентацией на потребительский спрос, а не с оглядкой на то, что предлагают в палатках. Так, среди кинофильмов лидируют новинки и старые советские и голливудские ленты — таковы предпочтения клиентов:

- И все же классику кино раскупают охотнее, чем новинки: новые фильмы на лицензионном диске выходят позже, чем появляются пиратские копии, — признался Борис Мнацаканов.

Но главное, что "обычные" лицензионные CD-DVD по цене нередко приближаются к "контрафактам": многие фирмы выпускают партии для регионов. Цена на эти диски — порядка ста рублей, а качество записи не отличается от тех, что продают в метрополии. С программным обеспечением ситуация сложнее: лицензионный диск стоит около $300, тогда как на контрафактном рынке эту же программу можно приобрести за 100 рублей. Торговать дорогим софтом лицензионщикам невыгодно, и на прилавках его нет.

Как бы то ни было, по оценке Бориса Мнацаканова, после прекращения продажи дисков с лотков специализированным магазинам всплеска покупательской активности ожидать не стоит: число покупателей будет расти не сразу и в основном за счет тех, кому диски нужны позарез, для работы и для детей: ребенку не объяснишь, что такое "контрафакт". А музыку и кино — только, если в загашнике останется энная сумма на развлечения, — предположил Борис Мнацаканов.

К чему приведет новое постановление, ограничивающее продажу дисков, покажет уже ближайшее время. "ВиД" будет следить за развитием событий.



Сайт управляется системой uCoz