Сумасшедший принц Юхананов в "Сине Фантоме"

Клуб "Сине Фантом" в кинотеатре "Фитиль" единственное место в Москве где показывают настоящее кино и обсуждают его вместе с авторами каждую среду в 20:00. На каждом показе киноклуба "Сине Фантом" лично присутствуют авторы. Только у нас! Авторы лично представляют свои произведения и держат за них ответ!

22-24 декабря в 20:00 в кинотеатре "Фитиль" киноклуб "Сине Фантом" представляет программу "Сумасшедший принц Юхананов" — мини-ретроспективу фильмов Бориса Юхананова.

22 декабря, 20:00
"Сумасшедший принц японец"

23 декабря, 19:20
"Игра в Хо"
"Сумасшедший принц Фассбиндер"

24 декабря, 18:50
"Да, дауны, или поход за золотыми птицами"

Контактная информация:
Анна Атанесян — PR — (095) 506-74-14
Ленка Кабанкова — Куратор — (095) 104-68-64

Ссылка по теме:
— Дауны в сумасшедшем медленном видео (Игорь Камиров, Ytro.ru, 17.12.2004)



Биография мастера

Борис Юхананов — основатель параллельного кино, никогда не работавший в кино. В качестве средств художественного выражения предпочитает кинематографу театр и видео.

Родился в Москве в 1957 году. Окончил Воронежский Театральный Институт и ГИТИС (мастерская Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева). В 1984 году создал первую в СССР независимую театральную группу Театр-Театр. Примерно в тоже самое время и тоже первым в СССР начал художественные эксперименты с видеокамерой.

Мифологизировал природу видео в теоретических статьях, посвященных открытому им феномену "медленного видео". В соответствии с законами "медленного видео", дающего режиссеру особую власть над запечатляемой реальностью, Юхананов снял фильмы "Особняк" (1986), "Игра в Хо" (1987), "Сумасшедший принц Фассбиндер" (1988), "Гамлет" (1988), "Сумасшедший принц Японец" (1988), "Крылья" (1989), "Сумасшедший принц Годар" (1990) и многие другие работы, являющиеся частью его глобального видеопроекта "Роман в 1000 кассет".

В 1988 году создал Мастерскую Индивидуальной Режиссуры (МИР), которая на много лет стала его личным культуртрегерским проектом. В МИРе Юхананов вырастил второе поколение режиссеров "параллельного кино" (Александр Дулерайн, Сергей Корягин, Ольга Столповская, Дмитрий Троицкий, Андрей Сильвестров, Олег Хайбуллин, Инна Колосова и другие), активно работающих ныне в кино и на телевидении.

Главным театральным проектом Юхананова в Мастерской Индивидуальной Режиссуры на протяжении десяти лет был "Сад" — уникальный эксперимент по созданию саморазвивающейся во времени сценической постановки. Участники "Сада", по словам самого режиссера, "попробовали встать в ситуацию сочинения мифа и одновременно были участниками этого мифа, который сами же сочиняли". Целью эксперимента было увидеть, как этот созданный миф отразится в "личной эволюции" участников спектакля и "одновременно в том искусстве, которое народится на путях созидаемого мифа". Точкой отсчета стала постановка пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад": "мы просто стали читать текст как люди, снабженные определенным аппаратом чтения, но читать, как это свойственно театру, играя его сразу. И вот это разыгрывающее чтение текста в том объеме, на который хватало нашего художнического и аналитического диапазона, постепенно оказалось животворящим. И стал рождаться миф о Саде. Видимо таковы были свойства нашего сознания, что оно искало в том или ином тексте миф.". Всего было создано-сыграно-прожито семь вариаций "Сада", которые Юхананов называет "регенерациями": в каждом случае это было не только новое рождение спектакля, но и новое рождение мифа о Саде.

Второй по значению проект Бориса Юхананова 90-х годов "Дауны комментируют мир" разворачивался одновременно на территории театра и видео. Проект был осуществлен режиссером в сотворчестве с людьми больными даун-синдромом. Для Юхананова, проповедующего своим искусством идеи антропософии, это был эксперимент над самим собой — психофизическая игра, цель которой приблизиться к присущему даунам абсолютно чистому целостному сознанию. В процессе осуществления этого проекта дауны были "садовыми существами" в одной из регенараций "Сада" и героями или соавторами (на последнем настаивает сам Юхананов) видеофильмов "Неуправляемый ни для кого" (1995) и "Да, дауны, или Поход за золотыми птицами" (1997). Эти фильмы Юхананова с полным правом можно причислить к числу наиболее значительных произведений мировой документалистики последних десятилетий.

Ныне Борис Юхананов руководит Школой Ангелической Режиссуры (ШАР) и является одним из создателей "ЛабораТОРИИ" — экспериментальной мастерской по изучению священных текстов Торы при помощи театрального искусства.



О фильмах ретроспективы

"Сумасшедший принц Японец"
1988, VHS, 185 мин.

Жанр: игровое экспериментальное видео
Режиссура: Борис Юхананов

"У видео рождается новый язык. Он близок поэтическому языку, при всей своей жестокости, на которую он может оказаться способен. Жестокости как и самой темы, так и обращения с материалом"
Из статьи 1988 г.

Комментарий автора:
"Эту главу из видеоромана в 1000 кассет даже критика параллельного кино вероятно отнесет к разряду экстремистских и эпатажных. Он является одним наиболее сложных, густонаселенных глав видеоромана целиком погруженным в контекст так называемой "новой" или "молодой культуры", сложившейся в андерграунде к середине 80-х годов. Переосмысливая с помощью видео основные положения "Новых" "о культуре", о "жизни после смерти", задается вопросом, выживет ли после выхода из подполья бывшая андерграундная культура, оказавшись теперь в социуме, не окажется ли она мертворожденным ребенком".

Основой для съемок фильма послужила телепередача с приглашением туда всех деятелей "молодой культуры", превращенная в видеоакцию Борисом Юханановым. Этот сюжет встречается в фильме дважды, образуя его композиционный противовес, в начале в рамке черно-белого телевизора и в конце в ходе самой видеоакции. Сквозь весь фильм, подчеркивая спекулятивный дух бума вокруг имени "молодая культура" проходит медиуматический мегагерой — раздувшийся призрак жизни после смерти — Японец. Его приключения начинаются с лекционной кафедры, которую сменяет стол для вскрытия трупов в морге, постепенно перерастая в нескончаемый ритуальный танец со смертью в ее разнообразных обличиях.

Фатальность переживания основной темы фильма потребовала особого напряжения ткани повествования, сделав необходимым введение нового видеоязыка. Видеофильм целиком исполнен в технологии "фатального монтажа".

В картине тайно присутствует большой имитационный пласт классического и нововолновского кинематографа.

Диалоги представляют собой попытку найти постконцептуальную языковую среду.

Фильм изобилует сценами аутопсии и включением эпизодов с обнаженной натурой. Из-за контекстуальности фильма, его экспериментального языка, реальности многих действующих лиц, его полемичности по отношению к самому движению "молодая культура" и обилия резких сцен фильм почти не демонстрировался публично.



"Игра в Хо"
1987, VHS, 50 мин.

Жанр: игровое экспериментальное видео
Режиссура: Борис Юхананов

Это особая игра
В ней основной операцией
Является умножение на ноль
Ну например
Рейган ты Брежнев
Это особая игра в крестики нулики
На бесконечной доске жизни
Один берет себе партию крестика
Тогда другой будет нуликом

Из правил игры в Хо


Комментарий автора:

"Фильм снят в 1987 году. Основной ход построен на отношении молодой культуры 80-х к диссидентской культуре 70-х годов. Уезжать или оставаться — вот основной вопрос, вокруг которого развивается сюжет.

В фильме модулируется пространство принципиально несуществующей игры... Игры в "ХО"! Косой крест и ноль — два центральных знака поколения.Вот жизнь / (косая линия), а вот перечеркнули жизнь (Х), образовался 0 — играем в "ХО" (Хо!..) ХО — это индуктивная игра. Правила задаются в процессе самой игры... Два друга играют в ХО, подмечая или образуя вокруг себя кресты и ноли, более того являясь: Марк — крестом, Никита — нулем. У этой игры не может быть выигравшего и не может быть проигравшего...

Сцена проводов Марка в Америку идет на фоне телевизионной передачи, в которой Сталина сменяет маршал Жуков, а их обоих кадры из фильма Бунюэля "Андалузский пес". Сам этот набор фантастичен в силу того, что Бунюэль никогда не мог быть пока-зан по советскому телевидению..."

Московские сцены перебиваются в монтаже диалогом Марка и Никиты, происходящем в Ленинградском дво-рике в стиле "Модерн" на фоне вазы скульптура А.Бенуа...

Сквозь диалог проходит целая вереница понятий и высказываний, существенных для 70-х годов... "Страх", "дело", "дом" и наконец тема "эмиграции-отъезда". Вслед за стихами Бродского (одна из центральных фигур для диссидентской культуры) идут кадры из Бунюэля. Благодаря такому сопряжению эпизодов, достигается параноический контекст, в правилах которого развивается сюжет последнего для Марка дня в СССР. К финалу накапливаются некрореалистические мотивы. В квартире-мастерской ленинградских "Новых" художников разыгрывается сцена с ложным самоубийством героев.

И, наконец, финал, представляющий собой обряд прохождения сквозь смерть, совмещенный с монологом Марка (креста) о трех поколениях его семьи, погребенной под обломками отечества...

Эта игра не может закончиться, и поэтому в последнем кадре герои идут и идут по нескончаемой ленинградской улице и спорят...



"Сумасшедший принц Фассбиндер"
1988, VHS, 40 мин.

Жанр: игровое экспериментальное видео
Режиссура: Борис Юхананов

К.Разлогов: Что касается кинематографических истоков, на первом плане у вас очевидно была фигура Фассбиндера?
Б. Юхананов: Да, мне действительно была близка немецкая "новая волна". Там у Фассбиндера, когда он работал в Антитеатре и дальше, мне было очень близко чувство спонтанной реализации очень сложных структур, которые он создает в своих фильмах.

Из интервью 2001 г.

Комментарий автора:

"Фильм снят в 1988 году. Основное действие проходит в студии рок-группы, в которую приходят разнообразные персонажи Театра-Театра, по-данного на сопряжении с Антитеатром Фассбиндера. Тема "сумасшедшего принца" в импровизациях персонажей переплетается с судьбой режис-сера и режиссуры вообще.

Истинным сюжетом этого фильма являются приключения духа. Мы пользуемся только одним интерьером этой комнаты студии, где как бы ничего не происходит, кроме пульсации духа. Вот он оживает, вот отдыхает, как бы набираясь новых сил. Дух и есть Сумасшедший принц Фассбиндер. Только свободная камера дает возможность фиксировать эту свободу.

Фильм построен на отождествлении прототипа с персонажем. Это танец-монолог (одновременно камеры и героя), манифестирующий принципы нового видео. Текст героя представляет собой лекцию о жизни и творчестве Фассбин-дера в резкой транскрипции сегодняшнего отечественного авангарда. Саму лекцию можно уподобить замысловатой и капризной непрерывной линии, в своем графическом танце постепенно обнаруживающей перед нами что многоликий и единственный персонаж ее — сумасшедший принц Фассбиндер — и есть видеокино."



"Да, дауны, или Поход за золотыми птицами"
1997, Betacam SP, 110 мин.

Жанр: документальный фильм
Режиссура: Борис Юхананов

"Образ бежит по нервам, оказываясь их судьбой..."
Из интервью 1995 г.

"Этот фильм — часть большого культурного проекта Бориса Юхананова "Дауны комментируют мир".

Аккуратно закрепив микрофоны-петлички, то и дело оглядываясь на камеру, словно на живое существо, требующее теплоты и участия, больные синдромом Дауна инвалиды Саша, Миша и Леша размышляют о телевидении, каким они видят его и каким никогда не увидим его мы. Дауны играют в телевидение: дают интервью, берут интервью, ведут репортаж из заповедной страны своих душ. Репортаж превращается в исповедь, исповедь обретает формат ток-шоу, дауны ссорятся, дауны мирятся, дауны находят любовь и теряют дружбу, и все это на век, который длится минуту, и все это на минуту, которая длится дольше, чем жизнь. И все время рядом с даунами — режиссер. В кадре его улыбка демиурга, его руки кукловода и его страстное желание "самому стать дауном", и заслужить этим право комментировать мир...



Сайт управляется системой uCoz