Взлет популярности японского жанрового кино

// Марк Шиллинг, "Screen International", ноябрь 2004

Взлет популярности японского жанрового кино

Японское жанровое кино всегда было "культовым" во всем мире, однако новая волна американских римейков значительно расширила возможности японских кинокомпаний. Японская поп-культура стала пользоваться огромным спросом за границей. Элементы "аниме" присутствуют в каждом фильме — блокбастере, "манга" есть в каждом магазине издательства "Уолденбукс", а "Привет, Котенок" /Hello Kitty/ присутствует в спальне почти любого подростка. И хотя японские фильмы еще не показывают в каждом крупном кинотеатре США, зато американские римейки этих фильмов там можно посмотреть почти всегда.

В 1998 году Хидео Наката (IMDb) выпустил на экраны фильм ужасов "Звонок" /Ringu/ (1998), а потом Гор Вербински снял американский римейк этого фильма, и в 2002 году "Звонок" /Ring, The/ (2002) Вербински назвонил на 129 миллионов долларов в прокате. После этого Голливуд вплотную занялся римейками японских фильмов.

Осенью 2004 года в США хитами сезона стали фильмы "Проклятье" /Grudge, The/ (2004), японского режиссера Такаши Шимицу, сделавшего римейк собственного фильма, вышедшего в Японии в 2003 году, и "Давайте потанцуем" /Shall We Dance/ (2004) Питера Челсома. Это римейк комедии режиссера Масаюки Суо, снятой им в Японии в 1996 году.

В марте 2005 года на экраны американских кинотеатров выйдет "Звонок 2" /Ring Two, The/ (2005). Этот второй "Звонок" снимает сам Хидео Наката, автор японских оригиналов — "Звонок" и "Звонок 2". Как и в первом американском римейке роль главной героини исполняет Наоми Уоттс. Кроме того, Хидео Наката уже подписал контракт на съемки римейка комедии "Out" (2002) режиссера Хидеюки Хираямы, выпущенной в прокат в 2002 году. Это "черная" комедия о четырех женщинах, занявшихся бизнесом, связанным с уничтожением трупов.

Все эти примеры показывают, что японские фильмы ужасов, или j-horror, как их теперь называют в мире, вызывают огромный интерес, причем не только у голливудских специалистов по римейкам. Правда, после более чем успешного проката первого "Звонка", на экранах появилось слишком много японских ужастиков весьма среднего качества, и это несколько охладило пыл поклонников этого жанра, но "Проклятье" /Ju-on: The Grudge/ (2003) и "Проклятье 2" /Ju-on: The Grudge 2/ (2003) режиссера Шимицы в 2003 году вернули зрителей в кинозалы. Их энтузиазм подогрел Такаши Миике, сделавший удачный римейк корейского фильма "1 пропущенный звонок" (фильм Миике вышел в прокат в 2004 году).

Такаши Ичизе (IMDb), продюсер японских фильмов ужасов "Звонок", "Проклятье" и многих других, уже приступил к осуществлению нового проекта "Яп театр ужасов" /Theatre J-Horror/, создав под этот проект кинокомпанию "Энтертейнмент Фарм" /Entertaiment Farm/. В рамках этого проекта шесть ведущих режиссеров, работающих в этом жанре, в том числе, Наката и Шимицу, должны будут снять по одному фильму ужасов. Но созданная Ичизе кинокомпания будет продюсировать и другие проекты. Ичизе рассчитает на финансовое участие японских и зарубежных инвесторов. В октябре этого года японские зрители уже увидели два первых фильма из списка Ичизе. Это снятый режиссером Масаюки Очиаи фильм "Инфекция" /Kansen/ (2004) о страшном вирусе, и фильм Норио Цурута "Предчувствие" /Yogen/ (2004) о газете, предсказывающей будущее. Третьим фильмом станет "Проклятье 3" /Ju-on: The Grudge 3/ (2005), съемки которого начнутся в первой половине 2005 года.

Тем временем, конкурент Ичизе компания "Kadokawa Pictures" в феврале 2005 года выпустит в прокат "Второй пропущенный звонок".

Разумеется, японское кино славится не только своими фильмами ужасов. Есть и другие очень популярные жанры, такие, как фантастика, фильмы о самураях, о средневековых войнах. Но в течение определенного периода времени эти жанры "умирали медленной смертью" в основном потому, что японская киноиндустрия не могла позволить себе снимать картины с большими бюджетами. Но теперь эти жанры возрождаются. Кроме того, молодые талантливые японские кинематографисты уже успешно работают и в таких жанрах, как мелодрама, комедия и триллер, и их фильмы приносят прибыль. Такое возрождение японского кино стало возможным в первую очередь потому, что за последние десять лет в провинциальных японских городах открыли более тысячи новых современных многозальных кинотеатров, и зрителей стало гораздо больше. К тому же, у японского жанрового кино появились влиятельные зарубежные поклонники, инвесторы и дистрибьюторы. Например, компания "Лайонс Гэйт" /Lions Gate/, занимающаяся проектом Ичизе "Яп театр ужасов" продала права на показ этих шести фильмов на важнейших кинематографических территориях, еще до того, как самый первый из этих фильм вышел в прокат в Японии.

Кроме того, молодые и талантливые японские режиссеры изменили свое отношение к жанровому кино. Они больше не смотрят на него сверху вниз, они ищут новые подходы к решению старых жанровых задач и добиваются успехов. Например, Хидеаки Анно снимает полнометражную эротическую фантастическую комедию "Милашка" /Cutie Honey/ (2004), а Казуаки Кирия работает над фантастическим боевиком "Кассерн" /Casshern/ (2004). В основу этих картин легли телевизионные анимационные шоу ("аниме") начала 70-х годов.

В самой Японии период расцвета переживает жанр "самурайской драмы". Новым фильмам о самураях сопутствует коммерческий и зрительский успех. Фильм Такеши Китано "Затоiчи" /Zatoichi/ (2004), снятый по мотивам телевизионного 26-серийного фильма 1962 года, собрал в 2003 году 26 млн. долларов. Годом раньше зрители увидели печальную и трогательную драму режиссера Едзи Ямады "Сумрачный самурай" /Tasogare Seibei/ (2002), собравшую в прокате 11 млн. долл., и выдвигавшуюся на премию "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм". 30 октября в Японии вышел новый фильм Ямада "Скрытый клинок". Этим фильмом открылся Токийский Международный кинофестиваль 2004 года.

Более молодые кинематографисты тоже берутся за мечи. Например, Рюхей Китамура, вышедший на мировую арену в 2000 году с фильмом "Противостояние" /Versus/ (2000) о сражениях гангстеров с зомби, окончательно закрепился на завоеванных им позициях в 2003 году, когда в мировой прокат вышел его фильм "Азуми" /Azumi/ (2003). Актриса Ая Уето исполнила роль женщины — воительницы и мстительницы. Ударная сцена фильма, когда героиня сражается с двумя сотнями мужчин, сделала этот фильм сенсацией. Сейчас Ая Уето снимается во второй части этого фильма ("Азуми 2: смерть или любовь" /Azumi 2: Death or Love/ (2005)), но ставит его уже другой режиссер Сюсуке Кането, известный мастер спецэффектов, работавший на картинах "Гамера" и "Годзилла".

Тем временем, Китамура снял фильм "Годзилла: последние войны" /Godzilla: Final Wars/ (2004), который сейчас рекламируется, как "последний" фильм о Годзилле. Фильм выйдет в прокат 24 декабря 2004 года.

В самой Японии хорошие сборы делают японские мелодрамы, фильмы о любви, но в других странах они пока не пользуются особым успехом. Дело в том, что японские мелодрамы отличаются, например, от голливудских фильмов этого жанра тем, что в конце японского фильма кто-то из влюбленных либо умирает, либо с ним (с ней) случается что-то очень скверное. Режиссер Исао Юкисадо в своем фильме "Оплакивая любовь в самом центре мира" использовал новый сюжетный ход: возлюбленная героя умерла двадцать лет назад, когда он заканчивал школу. Сцены из прошлого перемешаны с настоящим, и весь фильм — это мучительная тоска и горестные стенания по тому, что могло бы сбыться, но не сбылось. Фильм пользуется в Японии огромным зрительским успехом, и его взяли на заметку в Голливуде в качестве материала для римейка.

Режиссер Нобухиро Дой снял фильм "Быть с вами" по мотивам популярного японского романа. Женщина, которую все считают умершей, в один дождливый день неожиданно появляется из леса на глазах у своего мужа и шестилетнего сына. Проблема в том, что она ничего не помнит о них, и ей приходится учиться любить их заново. Фильм вышел на японские экраны 30 октября. Продюсер фильма Дайцуке Ока говорит, что хотя фильмы о возвышенной любви сейчас очень популярны в Японии, эта картина все-таки сложнее, ведь там рассказывается не о паре влюбленных, а о целой семье со своими особыми проблемами, как в фильме "Крамер против Крамера" /Kramer vs. Kramer/ (1979).

Японский кинобизнес стремится завоевывать территории на мировом кинорынке. Юнити Судзуки и Ко Мори создали в Лос-Анджелесе производственную и дистрибьюторскую кинокомпанию "Элеван Артс Инк." /Eleven Arts Inc./. Они занимаются не только продажами и прокатом фильмов таких культовых режиссеров, как Теруо Ишии ("Японский ад", "Слепое чудовище против карлика-убийцы" /Blind Beast vs. Dwarf/ (2001)) и самого Судзуки (комедия о футболистах "Вперед, мерзавцы!" /Aozora-e-shoot!/ (2003)), но и разрабатывают и продюсируют новые кинопроекты для последующего проката в США и в других странах.

По мнению Ко Мори, сейчас мировой кинорынок ждет от японского кино только что-то стереотипное, например, фильмы о самураях, фильмы ужасов, аниме, но японским кинематографистам уже пора выходить за эти жанровые рамки, им надо пробовать себя и добиваться признания и в других жанрах. Можно ли предположить, что японские кинорежиссеры начнут ставить драматические фильмы о жизни простых японских тружеников, о людях, которые каждый день ходят на работу и живут на зарплату? Однако режиссер Хидеюки Хираяма уже закончил съемки фильма о похищении ребенка, произошедшем более двадцати лет назад, и до сих пор не раскрытом. В этом фильме похитители — это люди, отброшенные экономическими преобразованиями в стране на обочину жизни, и, следовательно, тоже жертвы.



Сайт управляется системой uCoz