Лучшим оператором признан Андрей Жегалов (посмертно)

20 марта 2007 года в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялась Четвертая церемония вручения кинопремии "Белый Квадрат"

Лауреатом приза "За вклад в операторское искусство" стал патриарх нашего кино Вадим Иванович Юсов. Буквально каждый кадр из фильмов "Я шагаю по Москве", "Рублев", "Солярис", "Иваново детство", "Они сражались за Родину", "Не горюй!" и многих других зал сопровождал горячими аплодисментами. А потом стоя приветствовал своего Учителя. Профессор ВГИКа Вадим Юсов — хорошо знаком всем нынешним кинооператорам. Потому и потонули в аплодисментах попытки Ренаты Литвиновой произнести речь, и ей ничего не осталось, как вручить лауреату изысканный приз. Правда, госпожа Литвинова могла бы лучше подготовиться и не заявлять опрометчиво лауреату Венеции (за фильм "Черный монах"), лауреату Госпремии ("Они сражались за Родину") и лауреату "Ники" 2005 года ("За вклад в кинематографические науки, критику и образование"), что сегодняшний приз — первый в жизни Вадима Ивановича.

Генпродюсер Анна Михалкова и президент Гильдии операторов Игорь Клебанов за три прошедших церемонии заработали авторитет грамотных устроителей кинопраздника. И потому хочется пожелать, чтобы были проанализированы огрехи нынешнего праздника. Не только на мой вкус ( во время вкусного и демократичного фуршета сценарий церемонии активно обсуждался) сцена была перегружена действием. Каждого номинанта представляли по несколько раз. Сначала его вызывали на сцену, затем артисты устраивали пантомииу и руками складывали название фильма, затем была еще одна пантомима по мотивам картины, затем киноролик и еще музыкальное трио под мотивы известных песен пели поздравительную открытку номинанту. А за три года "Белый квадрат" успел покорить кинообщественность столь дефицитной лаконичностью шоу. К хорошему же быстро привыкаешь.

Уже с первой церемонии она полюбилась кинообщественности за стильность и обилие элегантных мужчин. Секрет этой красоты случайно раскрыл мне на первой церемонии Сергей Астахов. Оказывается, члены Гильдии кинооператоров договорились прийти на церемонию в смокингах. Смена удобных комбинезонов превратила самых лучших мужчин нашей киноотрасли в просто неотразимых красавцев. Никто в нашей киносреде так искренне не умеют радоваться успеху другого. "Нам нечего делить" — ответил мне как — то Сергей Астахов на церемонии "Ники", когда я удивилась, как весь операторский ряд номинантов вскочил, приветствуя с наградой своего коллегу Сергея Мачильского за фильм "Свои". И церемония "Белый квадрат" является уникальной в Москве по доброжелательности и искренности кинооператорского братства. В теплой атмосфере грелись: Гильдия продюсеров почти полным составом с президентом во главе Владимиром Досталем, режиссеры Вадим Абдрашитов, Павел Лунгин и их многочисленные коллеги, актеры Сергей Гармаш, Михаил Пореченков и далее по списку. А если кого и не было, то только потому, что съемки помешали. Зато впервые церемонию посетили маститые гости из Европы. Президент Федерации кинооператоров Европы IMAGO — Andreas Fischer-Hansen и президент единственного кинофестиваля в мире, посвященного кинооператорскому искусству Camerimage Marek Żydowic. Как удалось выяснить, высоким персонам праздник в честь кинооператора понравился.

Лауреатом приза "Белый квадрат" за кинооператорские достижения в 2006 году международное жюри признало Андрея Жегалова (посмертно) за работу над фильмом "Остров".

Номинанты премии:

Сергей Астахов — "Мне не больно"

Владислав Гурчин — "Гадкие лебеди"

Сергей Мачильский — "Связь"

Максим Осадчий — "Вдох-выдох"



Премия "БЕЛЫЙ КВАДРАТ" была учреждена в 2004 году.

Учредители: Федеральное Агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Союз кинематографистов России, Гильдия кинооператоров Союза кинематографистов России, Российский Фонд Культуры

Организатор подготовки и проведения: Российский Фонд Культуры

P.S. Слово Мастера:

"... если рассматривать вопросы владения технологией, то да, технология меняется. Но я думаю, что мы предполагаем всегда в операторе больше творческого единомышленника режиссера, чем технического исполнителя. Действительно, все картины Тарковского сняты очень интересно и изобразительно. А операторы были разные. Дело в том, что насколько я знаю, и знал его достаточно хорошо, то он многое в своей работе, в своем прочтении драматургии фильма планировал и изобразительную часть фильма планировал на пластику экрана. Через экран воспроизводил свои замыслы. И поэтому для него оператор был очень существенным единомышленником, существенным человеком в его творчестве. И для того, чтобы оператор полностью раскрылся, его нужно было приблизить к своему пониманию, заразить своей идеей, и опять же повторяюсь, чтобы стал оператор единомышленником. Если в этом направлении рассуждать, то профессия оператора остается, это же профессия своего рода художника — и вопросы композиции, и вопросы света, вопросы воспроизведения пространства, и, самое главное, прочтение актерских усилий, то есть посыл тот, который создает актер для зрителей, его нужно передать в изображении зрителю. Это очень важно. И вот правильно снятые лица актеров во время их исполнения, когда они находятся в роли и в образе, это очень важно. Я думаю, что для оператора в обозримом будущем еще достаточно будет места в кинематографе...

...бывает так, что я, конечно, впрямую с актером не общаюсь, это мне кажется, ну, не тактично, поэтому если я вижу что-то, иногда режиссер может смотреть через монитор и не все улавливать, я через камеру вижу это значительно точнее, я говорю режиссеру: "Мне кажется, он играет не совсем точно то-то и то-то", — и режиссер к этому относится всегда со вниманием. Но это разговор на ухо. Это не прилюдный разговор. И тактично что-то режиссер, более внимательно смотрит на исполнение актера, и может внести коррективы какие-то в его работу. Мне не приходилось иметь дело, честно говоря, с актерами, которые не могли справиться со своей задачей, то есть, может быть, они недостаточно там могли с ней справиться, но я не могу сказать, что я мог бы привести какой-то пример, или что-то даже без примера вспомнить

...все-таки есть сценарий. И вот сценарий, он, прописывает позиции для режиссера и для оператора, для всех людей. Но после сценария есть режиссер. И после режиссера есть мы, и художник, и оператор. И вот есть позиция, потому что все ж таки оператор, мы никогда не хотим сказать, что это первый человек на картине. И в нас это чувство не живет совершенно. Мы те люди, которые помогают осуществить замысел сценариста, прежде всего. Оператор прилагает очень много сил, для того, чтобы правильно вписаться со своими понятиями в задачу".
Вадим Юсов. "Эхо Москвы", 6.02.2005



Сайт управляется системой uCoz