В розовом и в голубом цвете

// В Берлине покажут фильмы про войну и про любовь
фестиваль кино

Сегодня открывается 57-й Берлинский кинофестиваль. Его официальная программа состоит из 26 фильмов, в подавляющем большинстве — мировых премьер. Из них 22 участвуют в конкурсе. Российских фильмов в конкурсе нет. Почему, объясняет АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Если посмотреть на берлинскую программу с точки зрения культурной геополитики, бросается в глаза скромное (по сравнению с предыдущими годами) представительство немецкого кино: всего два фильма, причем один наполовину австрийский, и еще несколько, где немецкое участие в основном финансовое, а не творческое. Среди европейских кинематографий доминирует французская с четырьмя конкурсными картинами, к тому же французы открывают и закрывают фестиваль. Сегодня покажут "Жизнь в розовом цвете" Оливье Даана — кинобиографию Эдит Пиаф. А под занавес — "Ангела" Франсуа Озона. В конкурсе представлены также Латинская Америка, Китай, Корея, Израиль, а из стран Восточной Европы — Чехия: честь этого региона будет защищать ветеран Иржи Менцель фильмом "Я обслуживал английского короля".
Наиболее громкие ленты, разумеется, прибудут из США. Все они подписаны именами знаменитых режиссеров и актеров (причем иногда в одном лице) и все посвящены истории идеологических и военных противоборств прошлого века. Роберт Де Ниро ("Ложное искушение") и Стивен Содерберг ("Хороший немец") обращаются к интригам спецслужб, а Клинт Иствуд ("Письма с Ивадзимы") предлагает уже вторую версию битвы за злополучный остров (первая, его же изготовления, называлась "Флаги наших отцов"; теперь события представлены с японской точки зрения). Датчанин Билле Аугуст (дважды победитель Каннского фестиваля) покажет фильм "Прощай, Бафана" об охраннике Нельсона Манделы. Даже не глядя, можно предугадать чрезвычайно прогрессивный, антиимпериалистический и антибушевский тон, который приветствуется в интеллектуальной Европе, но почему-то задается голливудскими звездами, занятыми в этих проектах (добавим к названным Анджелину Джоли, Мэтта Деймона и Джорджа Клуни).
К счастью, в конкурсе будут и более камерные картины, иначе жюри под предводительством Пола Шредера просто сошло бы с ума от такой концентрации политически важных тем. Например, "Ирина Палм" бельгийца Сэма Гарбарски, где Марианна Фэйтфул играет 50-летнюю вдову, которая настолько нуждается в деньгах, что идет работать в секс-клуб. Или "Я киборг, но это нормально" корейца Чхан Ук Пака — о пациентке психбольницы, вообразившей себя киборгом. Или "Супружество Туйя" китайца Вонга Квона — о женщине, которая пытается найти нового мужа, способного содержать ее саму и ее больного экс-супруга.
Уже надоело повторять, что российское кино утратило свои былые позиции в Берлине, и объяснять почему. Этот факт, так до конца и не понятый, вызывает у наших кинопатриотов приступы обиды и агрессии. Не утешают ни спецпоказ, устроенный для "Дневного дозора" Тимура Бекмамбетова, ни выбор в параллельную секцию "Панорама" картины "Прощай, южный город" Олега Сафаралиева, снятой в Баку по сценарию Рустама Ибрагимбекова в российско-азербайджанской копродукции. А уж появление в этой же секции документальной ленты "Москва. Парад.06" Владимира Иванова — о запретах и арестах, сопровождавших организацию прошлогоднего гей-парада,- вообще впору счесть оскорблением.
Между тем политика Берлинале отличается всего лишь прагматизмом. В российском кино здесь нуждаются не так остро, как в российском газе, тем более что и альтернатив гораздо больше. Пройти же мимо сюжета, который наверняка заинтересует ангажированную берлинскую аудиторию, фестиваль просто-напросто не мог. Ведь гей-движение рассматривается здесь, в отличие от России, не как прихотливая экзотика, а как передовая левого антиимпериалистического и антиглобалистского фронта. Поэтому кинорепортаж о преследованиях московских геев так же вписывается в берлинскую программу, как звездный фильм о кознях ЦРУ.



Сайт управляется системой uCoz