В поисках позитивных итогов

Завершается 2006 год, а в нашем случае завершается очередной год российского кинопроката. И на фоне моего авторского критического опыта мизантропии и скепсиса на темы изломанных форм и неотточенных способов кинопроката в России, приходится подводить итоги. А значит искать пресловутое положительное измерение произошедших процессов. Думается, они очевидно есть. Не так много, конечно))) Это был год, когда колесо фортуны отвернулось от одной из самых агрессивных и своенравных компаний-ветеранов, работавшей с мэйджорами. "Каскад" в том виде диктующего условия колосса, выкручивающего руки кинотеатрам и двигающим сроки проката, ломая устоявшиеся графики всему рынку, приказал долго жить. И, самое интересное — перешел в независимое плавание. Как известно, это путь сложный и тернистый. Готова ли компания к этому, мы поймем лишь в следующем году.

Это был год, когда после того как продюсер Лена Яцура родила дебютный фильм Федора Бондарчука "9 рота", а компания "Гемини" сделала этот милитаристский экзерсис абсолютным рекордсменом в сборах российских фильмов, все уже безумно поверили, что российский фильм — мощное и универсальное средство по привлечению зрителя и его денег в кинотеатры. Этот же год изящно продемонстрировал, что это наивная идея, и игры в охоту на пираний, меченосцев и всякие прочие флэшки со зрителями далеко не всегда неуместны. Приученный к качественному американскому продукту, он быстро сориентировался в почти канализационном потоке, обрушившимся на него с экрана и выплыл в сторону качества. Откровенная же российская халтура, без признаков режиссуры, очевидно дальше уже в пятерку лидеров кассы не пройдет. Приходит год оригинального российского качества или умелых подделок под голливудскую схему.

Это был год, когда "Кинотавр" в Сочи, обрел новое интеллигентное лицо и повернулся им к российскому кинематографу, став важнейшим фестивалем для профессионального промоушена продуктов отечественного кино, не сравнимого даже с амбициозным Московским Международным фестом от Михалкова и Давлетьярова.

Это был год, когда не один из трех крупных мировых кинофестивалей, задающих интонацию в киномоде, не остался в стороне от того всплеска кинопроизводства, что происходит в России. И в финале года даже наш кинопрокат как-то отреагировал на фестивальные события за пределами бывшего СССР. А иногда парадоксальные рекламные усилия привели немного нового зрителя в зал на "Эйфории" и "Острове". Уж обвинить эти картины в том, что они рассчитаны на простодушное развлечение невзыскательного зрителя никак нельзя. Как нельзя сказать, что на эти фильмы пришла стандартная молодежная или семейная аудитория. Впрочем, масштаб итоговых сборов этих картин подсказывает простую мысль, что многие откровенно потерянные за несколько лет и безжалостно, по-глупости отпугнутые от кинотеатров категории зрителя, при тонкой настройке прокатного механизма готовы радостно, но не спеша вернуться в кинозалы. Пока такой неформатный зритель делает это не по необходимости или привычке, но под воздействием масштабной рекламной кампании. Но то, что он узнал, что в нашем прокате можно увидеть, что-то серьезное и стоящее, что-то обращенное не к животным инстинктам — страх-смех-слезы, но к реальным сложным чувствам — уже добро.

Этот интерес от иного, еще живого, читающего зрителя так же в этом году был проявлен и к изощренному европейскому литературному бестселлеру, экранизированному культовым Томом Тыквером. Десятимилионный зрительский успех вовсе не такого масштабного и уж вовсе не мэйджорного "Парфюмера" тому убедительное подтверждение. Арт-мэйнстрим, оказывается, способен приносить доход в копилку прокатчика в таких солидных размерах. Вопрос только, поймет ли российский прокатчик (сидящий на росписи в кинотеатре и на киносетях) эти события правильно, или будет по инерции двигаться все по старой лыжне.

Пока продолжают на нашей необъятой кинематографом территории строиться и обновляться кинозалы, там, где они уже есть пора начать всерьез диверсифицировать кинопоказ, в расчете на разного зрителя, на разные вкусы и интересы. А не на разные вкусы одной аудитории.

Возможно, и желаемо, что следующий год и станет годом движения к такому насущному пониманию. А пока можно попрощаться со старым. И сходить в кинематограф. Не по работе, а для души. Потому что, как сказал как-то со сцены "Кинотавра" хулиганистый Александр Баширов "Кино — это не только бизинес, но и искуйсство!, мать его!". С Наступающим! господа киношники, Вас!



Сайт управляется системой uCoz