От опрятной бедности

// Определены победители тридцать шестой "Молодости"
фестиваль кино

Вчера закрылся XXXVI Киевский международный кинофестиваль "Молодость". Главный кинофорум страны прошел бедненько, но чистенько — без звездных гостей и громких мировых премьер, зато с крепкой конкурсной программой, в которой жюри попыталось выбрать лучших. Рассказывает МАРИЯ Ъ-ХАЛИЗЕВА.

Переезд фестиваля из затхлого Дома кино в мультиплекс сделал "Молодость" доступнее и цивилизованнее. На показы фильмов конкурсных и внеконкурсных программ могли попасть все желающие — достаточно было просто купить билет. В итоге даже на показах короткометражных и студенческих работ залы были заполнены в худшем случае наполовину.
Если оставить за скобками внеконкурсные фильмы, билетов на которые не хватало даже журналистам, основное зрительское внимание досталось конкурсу полнометражных дебютов. В этом году он получился особо наваристым и состоял сплошь из картин, которые что-то где-то уже получили. Фестивальному жюри во главе с британцем Джоном Ирвином не удалось проявить оригинальность, и главные награды достались картинам-фаворитам.
Гран-при тридцать шестой "Молодости" за лучший фильм достался румынской картине "12.08 к востоку от Бухареста" Корнелиу Порумбуа. В саркастической комедии обыгрывается довольно житейская ситуация с псевдогероями, которые в геометрической прогрессии плодятся после всякого важного исторического события. Их стараниями реальная картина, написанная, казалось бы, вечным маслом, размывается мифами до блеклой акварели. В день празднования шестнадцатой годовщины румынской революции в эфире местной телекомпании маленького городка идет ток-шоу с двумя участниками тех событий. Один из них — интеллигентный педагог-алкоголик — утверждает, что вышел на площадь до того, как в 12.08 из Бухареста сообщили о падении диктатуры Чаушеску. Вместе со вторым участником и разгневанными зрителями, звонящими в студию, они пытаются ответить на главные революционные вопросы — сверху или снизу началась революция, и кто, собственно, ее делал. "12.08 к востоку от Бухареста" уже получила престижную "Золотую камеру" Каннов и выдвинута на соискание "Оскара" от Румынии (напомним, призер "Молодости-2003" — "Усама" Синди Бармак — получил "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке).
Второй по значимости приз фестиваля — за лучший полнометражный игровой фильм — жюри присудило российской "Эйфории" Ивана Вырыпаева. Эту же картину отметило и жюри Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). Член жюри кинокритиков Жан Дюпон признался, что "Эйфория" стала для них "эстетическим и эмоциональным шоком", а режиссер Алексей Герман-младший, комментируя со сцены решение главного жюри, говорил о новаторстве картины. Но если о новаторстве дебюта Ивана Вырыпаева еще можно рассуждать, то эстетическая неприхотливость и эмоциональная слабость жюри кинопрессы просто удивляет. В вырыпаевской драме про любовь, ревность, бессмысленность и безысходность все просто и ясно — она на него посмотрела-посмотрела и ничего, он подумал-подумал и влюбился, а муж хорошенько напился и убил всех к чертовой матери. И все это — по-тарковски красиво и по-кимкидуковски немногословно. В этом случае гораздо честнее выглядит формулировка "За мужественную простоту выразительных средств", с которой фильму вручили венецианского "Малого золотого льва".
Еще один многократный лауреат мировых киносмотров — "13" Гелы Баблуани — также значился в числе фаворитов полнометражного конкурса. Обладатель двух престижных наград Венецианского фестиваля открывал полнометражный конкурс "Молодости" и получил блестящие зрительские отзывы, но из Киева увез лишь утешительное звание лучшего фильма по версии жюри Международной федерации киноклубов (FICC). В свою очередь, экуменическое жюри назвало лучшей ленту иранского режиссера Ахмада Мохаммада "Поэт мусора". В коротком метре главный приз достался румынской картине "Марилена 3 П-7" Кристиана Немеску, а в конкурсе студенческих работ — "Заместителю" израильтянки Тальи Лави.
В этом году "Молодость" была богата на новости и события, но в глаза все равно бросается то, чего не было,- звездные гости, на которых не нашлось денег, и несостоявшиеся мировые премьеры. Напоследок "Молодость" покинул бессменный генеральный директор Андрей Халпахчи, устав латать дыры в фестивальном бюджете и добиваться внимания властей. Несколько скрасил финал тридцать шестой "Молодости" приезд Жерара Депардье, который, похоже, испытывает какую-то особую привязанность к почетному президенту фестиваля Виктору Ющенко.



Сайт управляется системой uCoz