Время раскапывать корни

// Завершается 1-й Международный кинофестиваль в Риме
показы кино

В римском комплексе "Аудиториум" вчера состоялась международная премьера фильма Кирилла Серебренникова "Изображая жертву", а уже сегодня 1-й Международный кинофестиваль в Риме завершится раздачей весомых денежных наград. Его предварительные итоги подводит АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Вряд ли кто-то сможет утверждать, что конкурсная программа Рима плоха или некачественна, хотя и преувеличивать ее уровень не стоит, кроме того, половина картин уже была показана в Торонто. В конкурсе — несколько непоследних режиссерских имен (Шинья Цукамото, Сюзанна Биер, Кристина Коменчини, преобладают среди них, между прочим, женщины) и одна звезда — Отар Иоселиани. Его новый фильм "Сады осенью" был представлен публике самим режиссером и актером-ветераном Мишелем Пикколи, который играет... старую мать героя, в прошлом ученого, а ныне чиновника-бюрократа, облеченного министерской властью. "Сижу в президиуме, а счастья нет",- примерно так можно сформулировать мораль этой картины, снятой во франко-итало-российской копродукции. Перед ее премьерой господа Иоселиани и Пикколи позабавили публику диалогом о власти, приводя в качестве ее одиозных примеров судьбы господ Берлускони, Ширака и Путина.
Другой плод международного (франко-грузинского) и семейного (сорежиссеры — отец и сын) сотрудничества — конкурсный фильм "Наследство", снятый Темуром и Гелой Баблуани. Первый из них — ветеран грузинского кино, второй — восходящая звезда французского. В центре картины — история путешествия француза и двух француженок в Грузию. Одна из путешественниц, которую играет Сильви Тестю, несет в себе капельку грузинской крови и унаследовала фамильный замок, успевший превратиться в руины и окруженный диким племенным населением, которое культивирует традицию кровной мести. Конечно, грузины выглядят полнокровнее анемичных европейцев, однако счастья им это не прибавляет: грузинское общество погрязло в воровстве, коррупции и безысходности, его молодое поколение обречено на заклание. Интересная по атмосфере, драматургически и сюжетно картина заметно проигрывает предыдущей ленте Гелы Баблуани "13". Творческий альянс с отцом оказался для вчерашнего блистательного дебютанта скорее минус-фактором.
Еще один фильм, связанный с поиском кавказских корней, называется незамысловато — "Путешествие в Армению" и снят известным французским режиссером Робером Гедигьяном. Он тоже отправляет француженку (на сей раз у нее армянская кровь и играет ее жена режиссера Ариан Аскарид) в страну предков на поиски своего отца. Но в отличие от отмороженных и равнодушных героев фильма Баблуани, Анна — неисправимая левачка, а потому при встрече с бедностью склонна к сентиментальности. Убожество, с которым она сталкивается, гостья вынуждена объяснить многолетним правлением коммунистов, ибо одно дело мечтать о коммунизме, а другое — жить под его властью. Видя фотографии горы Арарат на каждой второй стенке, Анна постепенно проникается почвенничеством вместо интернационализма.
Среди претендентов на призы — помимо тех, о которых мы рассказали,- фильмы с острыми политическими темами. Это — "Мой полковник" (война в Алжире), "Наш дом" (итальянская мафия), "Дорога Леви" (от Освенцима до краха коммунизма в Европе), "Это Англия" (война на Фольклендах и движение скинхедов). Но есть и камерные драмы с социальным подтекстом: "Изображая жертву" — из их числа. О том, какую тенденцию поддержит зрительское жюри из 50 человек под председательством Этторе Сколы, мы узнаем завтра, когда оно объявит свои награды.



Сайт управляется системой uCoz