От Свазиленда до Rolling Stones

В московском кинотеатре "35 мм" открывается седьмой фестиваль "Новое британское кино", уже начавшийся на той неделе в Петербурге. В его программе девять фильмов, снятых за два последних года, включая работы как дебютантов, так и ветерана английского кинематографа Кена Лоуча. Подборка фильмов убедила Лидию Маслову, что с такой национальной чертой, как эксцентричность, в Британии по-прежнему все в порядке.

Название комедии Джулиана Джерролда "Kinky Boots" (2005), которой откроется фестиваль, организаторы фестиваля перевести не отважились: речь идет о пошиве вызывающей, мягко говоря, обуви для трансвеститов, благодаря которому один (реально существующий) владелец фабрики в Нортхемптоне задумал спасти свое захиревшее предприятие. Идею ему подает прикативший из Лондона трансвестит по имени Лола, поначалу шокирующий местное консервативное население, но постепенно налаживающий с аборигенами задушевные отношения.

Не переводится и название картины "Wah Wah" (2005) — этим звукоподражанием один из персонажей пародирует акцент англичан, живущих в 1969 году в Свазиленде, который как раз готовится отсоединиться от Британской империи. Политика здесь на втором плане, а на первом — взросление одиннадцатилетнего мальчика, семья которого распадается параллельно с закатом британского колониализма и которого режиссер Ричард И. Грант во многом срисовал с самого себя. Исторической тематики касается и драма "Отстреливая собак" /Shooting Dogs/ (2005) шотландца Майкла Кейтона-Джонса, который в этом году уже отметился не самым лучшим образом, сняв "Основной инстинкт 2". Но то было, наверное, для денег, а "Отстреливая собак", видимо, для души: фильм посвящен гражданской войне в Руанде 1994 года, на фоне которой католический священник дружит с молодым учителем.

Тот, кто предпочитает не личные субъективные впечатления, а полноценные уроки истории, может посмотреть картину классика социально озабоченного кинематографа Кена Лоуча "Ветер колышет вереск" /The Wind That Shakes The Barley/ (2006), получившую Золотую пальму на последнем Каннском кинофестивале, но признанную большинством критиков далеко не самой сильной работой мастера. Создавая масштабную панораму Ирландии 20-х годов, борющейся за независимость и оказавшейся на пороге гражданской войны, режиссер так увлекается эпическим размахом, что до деталей руки не доходят и характеры получаются поверхностными. Впрочем, Силиан Мерфи, сыгравший простого парня из ирландской деревни, которому британские оккупанты мешают уехать в Лондон и выучиться на доктора, и плоским персонажам умеет придать изюминку.

С актерской точки зрения представляет ценность также фильм "Ясным днем" /On A Clear Day/ (2005) ирландца Габи Диллала. Питер Муллан играет эмоционально травмированного докера предпенсионного возраста, измученного сложными отношениями с женой и взрослым сыном и не находящего ничего лучше, чем переплыть Ла-Манш, чтобы хоть немного развеяться. Начав подготовку к заплыву, он старается сохранить свою затею в тайне от семьи, становится скрытен и загадочен, отчего и так небезоблачные отношения еще больше портятся. К тому же у жены свой секрет: она мечтает сдать экзамен на водителя автобуса.

Нашел себе отличное развлечение и герой фильма "Хулиганы" /Green Street Hooligans/ (2005) — американский студент (Элайджа Вуд), которого несправедливо отчисляют из Гарварда. С горя он оказывается в Лондоне и попадает в плохую компанию футбольных фанатов, которые любят не столько сам футбол, сколько возможность отметелить болельщиков соперничающей команды. Режиссер-дебютант Лекси Александр, бывший каратист и кикбоксер, в социальный анализ этого хулиганства не углубляется, зато с большой энергией и азартом показывает бесчисленные сцены драк, не балующие, к сожалению, особым разнообразием.

Таким же монотонным, как ни странно, вышел байопик Стивена Вули "В дурмане" /Stoned/ (2005), рассказывающий о том заключительном периоде жизни основателя группы The Rolling Stones Брайана Джонса, когда он уже был не в состоянии творить, а только принимал наркотики и плавал в бассейне, в котором его в конце концов и утопил его домоправитель, когда ему надоело готовить ужин и выслушивать наркотический треп закатившейся звезды. Непонятно, считать достоинством или недостатком фильма то, что в нем очень мало музыки, да и играют ее совсем не Rolling Stones — зато ненадолго возникают коллеги Джонса, Мик Джаггер и Кит Ричардс, озабоченные, как считает режиссер, как бы им поменьше отстегивать бывшему товарищу, ставшему для них обузой. Из культурологических наблюдений запоминается афоризм "Beatles — Христос, а Rolling Stones — Антихрист", а из подробностей быта — водка, название которой, Sumarokoff, худо-бедно может сойти за проявление тонкого английского юмора.



Сайт управляется системой uCoz