"Полумесяц" получил полуприз

Фестиваль в Сан-Себастьяне завершился решением жюри во главе с Жанной Моро разделить главный приз "Золотая раковина" между фильмами "Полумесяц" иранского курда Бахмана Жобади и "Мой сын" француза Мартьяла Фугерона. Ветеран фестивального движения Андрей Плахов считает, что это одно из самых безрассудных из всех виданных им половинчатых решений.

Ну а как иначе можно реагировать на идею упаковать в одну раковину самый выдающийся и виртуозный по мастерству фильм конкурса и один из самых традиционных, если не сказать — заурядных?

"Полумесяц" иранского курда Бахмана Жобади — кино, обладающее всеми признаками фестивальной конъюнктуры, но при этом полное энергии, поэзии и незабываемых образов. Один из них — выстроенный на уступах скалы город женщин в количестве 1334, сосланных сюда за то, что осмеливались публично петь перед мужчинами. Если это и фантазия, то недалеко уходящая от реальности сегодняшнего Ирана. Путешествие курдского музыкального ансамбля через несколько границ в Ирак — сюжет, в котором открывается трагизм повседневного существования целых народов в огромном регионе, условно называемом Ближним Востоком. Открывается и характер живущих здесь людей: чем трагичнее обстоятельства вокруг, тем больше в них жизнелюбия и юмора. В разгар петушиного боя один из продвинутых курдов цитирует не кого-нибудь, а Кьеркегора ("Не боюсь смерти: если я есть, ее нет, если она есть, нет меня"), что само по себе дает восточный ответ западному агностицизму.

Когда-то на схожем народном феномене вышел в первачи Эмир Кустурица, взращенный в другом горячем регионе и первым создавший образцовую модель темпераментного этнического фильма. На одном трагизме, без юмора пытался освоить балканский универсум Тео Ангелопулос, чьи фильмы (в том числе с участием Жанны Моро) о мигрантах и пограничных репрессиях отчасти напоминают "Полумесяц".

Председательнице жюри все должно было прийтись по нраву в картине Жобади: и сочувствие обездоленным, и критика фундаментализма, и, конечно, прославление женского начала, без которого нет искусства. Жобади, уже второй раз становящийся победителем Сан-Себастьянского фестиваля, посвятил свою победу соотечественникам-курдам, придав ей окраску политического триумфа.

А вот второй награжденный фильм — "Мой сын", дебют француза Мартьяла Фугерона, психологическое, камерное, зрительское кино, в котором самое главное — выверенная актерская игра. Натали Бай в роли невротичной, а часто и деспотичной матери 14-летнего сына, как всегда, показала высокий класс.

То, что ей отдали приз за женскую роль, говорит о благородстве, не чуждом Жанне Моро: не всякая звезда наградит конкурентку, младшую на двадцать лет, даже если последняя разменяла шестой десяток. Однако выписать этой картине еще и самый главный приз, приравняв ее к иранской, можно было только в очень сильном приступе патриотизма. Впрочем, патриотизм Жанне Моро к лицу: на закрытии она выглядела сильно помолодевшей, как будто вместо изнуряющих просмотров прошла курс омолаживающих процедур.

Всякое действие рождает противодействие. Похоже, что остальные члены жюри поддались аналогичным патриотическим чувствам. Американка Сара Драйвер явно протолкнула на два приза (за режиссуру и за сценарий) комедию о папарацци и шоу-бизнесе "В бреду" Тома Дичилло — симпатичную, но не более. Морально поддержать его приехал и друг Сары — Джим Джармуш, у которого Дичилло в свое время начинал оператором. А испаноязычные члены жюри сделали все, чтобы не оставить без наград аргентинскую "Дорогу на Сан-Диего" Карлоса Сорина (Специальный приз) и испанскую "Оставь меня" (приз актеру Хуану Диего).

В результате сложилась абсурдная ситуация. Три фильма получили по два приза ("Полумесяц" награжден еще за операторскую работу), что говорит о не слишком широком выборе и скромном уровне конкурсной программы. С другой стороны, главный приз разделен пополам — что случается крайне редко, только лишь в случае особенно сильного конкурса, когда решительно невозможно выбрать между двумя шедеврами. Вряд ли это тот самый случай. И единственными наградами, которые невозможно было оспорить, оказались призы "Доностия", врученные за вклад в киноискусство Максу фон Сюдову и Мэтту Диллону.



Сайт управляется системой uCoz