Киношники ответили китайскому руководству "Золотым львом"

  • 1-й репортаж из Венеции
  • 2-й репортаж из Венеции
  • 3-й репортаж из Венеции

Добрый ангел Каннского кинофестиваля, его президент Жиль Жакоб, имея собственные четкие вкусовые предпочтения, давно уже практически не способен влиять на финальные результаты крупнейшего кинофеста мира. А вот Марко Мюллер — директор Венецианской кинобиеннале, киновед-синолог, говорящий на нескольких восточных языках, включая русский, не только имел когда-то отношение к подъему азиатской волны в море мировой фестивальной киномоды. За три года директорства в Венеции ему удалось создать самый представительный форум азиатского кинематографа, знаковым событием которого является ежегодный фильм-сюрприз из Азии, всплывающий в середине феста в официальной конкурсной программе. В каталог соответственно, иронично докладывается дополнительная страничка-флаер. Ким Ки-Дук с "Пустым домом" и Такеши Китано с "Такешиз" — возникли в первые два мюллеровских года сюрпризами "знакомыми". И только в этом году фильм-сюрприз своим удивительным появлением зарифмовался с новым именем, выведенным на орбиту азиатской спутниковой системы режиссеров. Фильм-сюрприз стал абсолютным сюрпризом для мировой кинотусовки, а его режиссер — Жи Жань-Кэ с фильмом "Спокойная жизнь" или "Натюрморт" /Sanxia Haoren/ — получил "Золотого льва" из рук организатора азиатских побед Марко Мюллера. Этот режиссер уникально, стараниями Мюллера, был представлен на фестивале сразу двумя полнометражными картинами. Вторым его авторским взглядом (но в конкурсной программе "Горизонты") стал Dong — документальный портрет некого современного китайского художника в мрачном социальном экстерьере. Обе картины сняты на цифру и актуально демонстрировались в HD-проекции.


"Натюрморт" — картина менее эстетская и формальная, чем совершенный конкурсный "Не хочу спать одна" Цай Мин-Ляня, который "Золотого льва" давно уже заимел в середине 90-х годов. Но сразу запоминается безнадежно-грустной социальной интонацией, прорисованной на фантастическом по красоте и масштабу природном фоне. Впрочем, есть в "Натюрморте" остраняющие неспешное повествование загадочные протуберанцы неожиданных изобразительных аттракционов. То очень убедительная летающая тарелка внезапно пролетит над Сычуанем. То загадочный конструктивистский дом-памятник — огромное бетонное сооружение, как shuttle "Дискавери" с мощным огненным хвостом взлетит и скроется в безграничном космическом пространстве. Но суть двух пересекающихся пролетарских историй обманчиво проста. История мужчины, шестнадцать (!) лет не видевшем свою жену и дочь и решивший вдруг вернуть себе безнадежно потерянное. История женщины, два года не видевшей мужа, и приехавшей сообщить ему, что хочет с ним развестись. За этими параллельным "житейским" вскрывается мозаичный космос разрушительных социальных парадоксов на берегах Желтой реки. Пугающие болотные детали человеческого существования и повседневности в панораме жизни перенаселенной деревенской и пролетарской "народной республики".

Как известно на днях, участник конкурсной программы последнего Каннского кинофестиваля, замечательный и талантливый режиссер Лу Е за представленную на Лазурном берегу без разрешения китайского партийного руководства картину "Летний дворец" /Summer Palace/ (2006) был отстранен от возможности снимать кинематограф на 5 лет. Картина решена как дневник девушки, студенческие годы которой наложились на трагические события 89 года на площади Тяньанмынь, когда танками были подавлены студенческие выступления. "Летний дворец" — это место, где ты бываешь лишь один раз, символ невозвратной юности. А у Марко Мюллера, есть свое громкое мнение о том, что стоит снимать китайским режиссерам. И ответ китайскому "правительству" получился у него и у членов уважаемого Жюри однозначным, убедительным и даже Золотым. Решение жюри Венеции — внятный ответ кинематографистов, на существующую в Китае (и не только) цензуру. Синеасты, вручив награду другому китайскому режиссеру (живущими в реальной удушливой среде и отражающем ее в кинематографе) жестко выступили в защиту права художника самому определять, о чем снимать, и на каких фестивалях представлять свои картины. Без этого невозможно свободное независимое творчество и развитие кинематографа. А именно это развитие, продвижение новых кинотерриторий, кинопсихологий и новых авторских киноязыков и есть основная задача прикрытых гламуром, но крайне демократичных по сути, шумных ежегодных кинотусовок.

Остальные награды распределились в этот раз предельно субъективно и неинтересно — лотерейно. Видимо, вся энергия Жюри была потрачена на решение о главном львином золоте. Именно им 2006 год в Венеции и вошел в киноисторию.


Главные призы 63-го Венецианского кинофестиваля:

  • "Золотой Лев" за лучший фильм:
    "Натюрморт" /Sanxia Haoren/ (2006), реж. Цзя Чжан-Ке /Jia Zhang-Ke/
  • "Серебряный Лев" за лучшую режиссуру:
    Ален Рене /Alain Resnais/, фильм "Частные страхи в публичных местах" /Coeurs (Private Fears in Public Places)/ (2006)
  • "Серебряный Лев" фильму-открытию фестиваля:
    "Золотая дверь" /Nuovomondo (The Golden Door)/ (2006), реж. Эмануэле Криалезе /Emanuele Crialese/
  • Специальный приз жюри:
    "Засуха" /Daratt (Dry Season)/ (2006), реж. Махамат-Салех Харун /Mahamat-Saleh Haroun/
  • "Чаша Вольпи" за лучшую мужскую роль:
    Бен Эффлек, фильм "Голливудленд" /Hollywoodland/ (2006), реж. Аллен Култер
  • "Чаша Вольпи" за лучшую женскую роль:
    Хелен Миррен, фильм "Королева" /Queen, The/ (2006), реж. Стивен Фрирз
  • Приз имени Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру или актрисе:
    Изильд Ле Беско /Isild Le Besco/, фильм "Неприкасаемый" /Intouchable, L'/ (2006), реж. Бенуа Жако /Benoit Jacquot/
  • "Озелла" (венецианская серебряная монета) за техническое мастерство:
    Эмманюэль Любецки /Emmanuel Lubezki/ за операторскую работу в фильме "Дитя человеческое" /Children of Men, The/ (2006), реж. Альфонсо Куарон
  • "Озелла" за лучший сценарий:
    Питер Морган /Peter Morgan/, фильм "Королева" /Queen, The/ (2006), реж. Стивен Фрирз
  • Специальный "Лев" за вклад в развитие языка кино:
    Жан-Мари Страуб /Jean-Marie Straub/ и Даниэль Юйе /Daniele Huillet/ за режиссуру фильма "Встречи" /Quei loro incontri/ (2006)



Сайт управляется системой uCoz