Звездный остров Лидо

// 63-й Венецианский кинофестиваль
Полсотни новых фильмов за десять дней теоретически может увидеть гость Венецианского фестиваля — правда, только тот, кто готов пренебречь ради этого красотами, ресторанами и человеческим общением. Среди этих пятидесяти с трепетом ожидаемых фильмов — "Всемирный торговый центр" Оливера Стоуна, "Черная орхидея" Брайана де Пальмы (ею фестиваль откроется 30 августа) и "Внутренняя империя" Дэвида Линча — знаменитого режиссера, которому будет вручен почетный "Золотой лев" за карьеру.

К этим звездным именам можно добавить другие, не менее громкие: свои новые работы покажут Пол Верхувен, Джанни Амелио, Даррен Аронофски, Альфонсо Куарон, Стивен Фрирз, Цай Минь-Лянь и Ален Рене. Ожидается и нашествие на остров Лидо актерских знаменитостей первого ряда. В списке приглашенных и подтвержденных — Николас Кейдж, Скарлетт Йоханссон, Джош Хартнетт, Энтони Хопкинс, Изабель Юппер и две однофамилицы — Деми Мур и Джулианна Мур.
Звездным будет и жюри, в которое войдут Микеле Плачидо, Бигас Луна, Пауло Бранко, Чулпан Хаматова, а возглавит Катрин Денев — между прочим, впервые за свою почти полувековую карьеру. Одной из ключевых картин начала этой карьеры стала "Дневная красавица", сюрреалистическая проекция фантазмов и страхов буржуазии. Провоцирующая двойственность этого образа стала легендарной, а Денев в свои 25 лет заслужила высшую похвалу от сурового режиссера этого фильма Луиса Бунюэля, который назвал ее "идеалом актрисы".

Именно в Венеции "Дневная красавица" была награждена "Золотым львом", и именно здесь спустя почти сорок лет будет показан фильм-сиквел. Оригинал назывался "Belle de Jour", новая картина — "Belle Toujours", то есть "Красавица навсегда". Вместо покойного испанца Бунюэля ее поставил 97-летний португалец Мануэль де Оливейра (он младше Бунюэля всего на восемь лет). Сама Денев не решилась предстать в образе вечной красавицы, передоверив эту роль Бюлль Оже, а вот ее партнер Мишель Пикколи (игравший светского интригана Юссона) опять предстал перед камерой, несмотря на преклонный возраст. Что говорить, красота пасует перед временем, а вот светское интриганство бессмертно.

В последние годы Венеция повернулась лицом к русскому кино. Трехлетней давности венецианский триумф "Возвращения" Андрея Звягинцева стал сигналом — и процесс пошел. В этом году в конкурс отобрана жестокая деревенская love story "Эйфория" Ивана Вырыпаева, в секцию "Горизонты" — сюрреалистическая комедия "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, а "Острову" Павла Лунгина (по жанру — классическая драма совести) отведена почетная миссия закрывать фестиваль. Так что Лидо в некотором смысле превратится в русский остров — с экзальтированными страстями и эйфорическими заплывами. Действие "Возвращения", как мы помним, тоже разыгрывалось на острове, да и вообще замечено, что в Венеции хорошо смотрятся фильмы, в которых важную роль играет водный пейзаж.

Но это еще не все, что касается России. Специальным событием фестиваля станет ретроспектива из 18 мюзиклов под интригующим названием "Тайная история русского кино". На самом деле ничего тайного здесь нет: большая часть фильмов — от "Гармони" до "Романса о влюбленных" — в России хорошо известны. Тем не менее для иностранцев они выглядят полной экзотикой. Даже музыкальные комедии Александрова и Пырьева мало кто видел на Западе, кроме специалистов по советскому кино. Ретроспектива заканчивается началом 70-х годов, хотя после этого в СССР было снято немало музыкальных фильмов, в том числе и на республиканских студиях. Но, во-первых, их сейчас, после распада СССР, очень трудно собирать и согласовывать показы с правовладельцами. Во-вторых, многие музыкальные ленты того периода (Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Марка Захарова) имеют скорее телевизионный "внутренний" формат и слишком далеки от новаций западного мюзикла.

Ретроспектива, видимо, должна подготовить венецианскую публику к смене имиджа российского кино. До сих пор оно ассоциировалось с Эйзенштейном, Тарковским и Сокуровым, с тем же "Возвращением" Звягинцева, наконец. Но в самой России уже давно смотрят другое кино — вроде "Ночных дозоров". Появление высокобюджетных блокбастеров резко меняет образ российской кинематографии. Пока такие фильмы не появляются на западных фестивалях. Но отборщики не намерены игнорировать саму тенденцию. Потому и показывают, что в русском кино была своя "тайная история", и кто знает, может быть, через нее зарубежный зритель и найдет ключ и к новому кино made in Russia.

С 30 августа до 9 сентября



Сайт управляется системой uCoz